Мировая повестка по глобальным вызовам изменения климата выходит на первый план. На Всемирном климатическом саммите (COP29) в Баку обсуждали самый больной вопрос – финансирование климатических программ. Участники саммита пришли к выводу, что это не благотворительность, а необходимые меры, без принятия которых развивающиеся страны не смогут сократить выбросы углекислого газа в атмосферу.
Министр экологии Казахстана Ерлан Нысанбаев в интервью Ulysmedia.kz объяснил, какую роль играет наша страна международной арене.
Ситуация плачевная
– Ситуация с экологией настолько плачевная, что речь не может идти о роли какой-то отдельно взятой страны и о каких-то амбициях. Главное, что есть понимание проблемы, и, может быть это громко прозвучит, но у всего человечества оно появилось. Все государства согласились с тем, что с тем, что человечество на грани экологической катастрофы и нужно принимать оперативные меры, чтобы ее не допустить. Глобальное потепление представляет угрозу существования человеческому роду, поэтому в все страны в рамках глобальной конференции и приняли обязательство до 2030 года снизить выбросы парниковых газов на 15% и достичь почти нулевых выбросов к 2060 году.
Что уже сделано?
- В прошлом году мы приняли обязательства по снижению уровня метана, а сегодня уже прорабатываем вопрос по привлечению инвестиций по 8 проектам в нефтяном и горнодобывающем секторе на 400 млн долларов. Казахстан опережает страны Центральной Азии, которые поддержали нашу инициативу – создать региональное бюро по современным доступным техникам. Эта структура поможет аккумулировать знания, опыт и технологии и позволит принять правильные решения.
Как решается финансовый вопрос?
- Самый главный и значимый вопрос - это климатическое финансирование. Развивающие страны сегодня его обсуждают и говорят о необходимости увеличения размера фондирования – это 1 триллион триста миллиардов долларов. Развитые страны сегодня предлагают расширить список стран – доноров, но, если даже взять нашу Стратегию по углеродной нейтральности, ориентировочная сумма необходимая для достижения наших целей – это как минимум 600 млрд долларов. Понятно, что государство вкладывает в бизнес, частный сектор, международные организации, но, тем не менее, этих денег недостаточно, нужны мощные финансовые ресурсы в виде передовых технологий, инвестиций и финансовых вложений. Без этого, мы не сможем достичь поставленных целей. Поэтому сегодня главный вопрос – это финансирование экологических программ.
Международные организации должны повернуться к этой проблеме лицом. Мы говорим, что есть финансирование, но ведь на самом деле на прошлом Всемирном экологическом саммите говорили, что многие страны жаловались, что очень сложно получить поддержку на зеленые проекты, сама процедура получения очень сложная, поэтому есть, о чем сегодня говорить, обсуждать и сделать какие-то выводы, которые будут работать на борьбу с климатическими изменениями.
Какие цели на саммите COP29 ставит перед собой Казахстан?
- Ожидается, что стороны должны договориться и принять итоговый документ по Новой количественной финансовой цели. Развитые страны с 2020 года должны вносить 100 млрд. долларов США на климатические проекты и поддержку развивающимся странам.
Наша страна тоже поставила цель по внедрению активной зеленой повестки, наращиванию мощности возобновляемых источников энергии и мер по энергоэффективности в отраслях экономики.
"Павильон Казахстана послужит хорошей площадкой для демонстрации достижений в области декарбонизации и зеленой экономики, проведения тематических сессий, многосторонних встреч, а также привлечения внимания мирового сообщества к проблемам изменения климата в ЦА и в Казахстане и привлечения финансирования. Надеемся, что эти инициативы окажут содействие для продвижения эффективной климатической политики и содействия инвестициям, ускоряющим переход к устойчивой энергетике в странах Центральной Азии”, – отметил министр.
Какие результаты были достигнуты в борьбе с изменением климата?
- Казахстан поставил перед собой амбициозную цель стать углеродно-нейтральной экономикой к 2060 году. На сегодняшний день, основным механизмом для сокращения выбросов парниковых газов является Национальная система торговли выбросами парниковых газов (СТВ), в которую включены крупные энергетические, нефтегазовые, индустриальные, химические и добывающие предприятия. СТВ охватывает порядка 43% общих национальных выбросов парниковых газов.
Полагаю, что эти инициативы окажут содействие для продвижения эффективной климатической политики и содействия инвестициям, ускоряющим переход к устойчивой энергетике в странах Центральной Азии. Саммит предоставит возможность принять совместные стратегии сокращения выбросов углерода в регионе.
Что ждем от COP29?
- Мы рассматриваем участие в COP29, как возможность для привлечения «зеленых» инвестиций в Казахстан, что станет залогом развития устойчивой экономики в долгосрочной перспективе. Мы уверены, что устойчивое развитие невозможно без привлечения международных инвестиций и технологий, и будем активно работать в этом направлении.
Казахстан привержен своей цели по снижению углеродных выбросов и достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Мы ожидаем, что участие в COP29 даст нам возможность еще раз заявить о нашей решимости выполнить обязательства в рамках Парижского соглашения, а также обсудить механизмы реализации нашего национального климатического плана с международными экспертами и странами-партнерами.