Экономике нужен диагноз: почему бизнесмен из списка Forbes Жумабек Жаныкулов не считает «игры с НДС» налоговой реформой

Лариса Чен

Поправки в проект Налогового кодекса, внесенные на прошлой неделе в мажилис, оказались такими, как хотели отдельные представители казахстанского бизнеса. Согласно им, ставка НДС будет повышена с 12 до 16 процентов – дифференцированно, для отдельных отраслей предлагается установить пониженную ставку в 10 процентов.   

Сказать, что представители МСБ разочарованы, - не сказать ничего. Даже те, кто выступал за дифференциацию налоговой ставки, недоумевают, - как правительство умудрилось в такие рекордно короткие сроки предоставить новую «линейку» показателей НДС после поручения главы государства сделать обоснованные расчеты. 

Один из участников встречи президента Токаева с бизнесменами - совладелец компании Karazhal Operating, председатель президиума национальной конфедерации работодателей РК Paryz Жумабек Жаныкулов поделился с Ulysmedia.kz своими соображениями на этот счет.

Коллаж Ulysmedia

  - Я не думаю, что взаимодействие с правительством было «сделано по сценарию», слишком уж живой состоялся диалог у президента с бизнесом, - поделился впечатлениями Жаныкулов.

  - Никто не диктовал, что говорить, чего не говорить. Касым-Жомарт Кемелевич выслушал всех, кому было что сказать. И всех услышал. 

И какие мнения прозвучали? 

Конечно, все понимают, что повышение НДС до 20% - это очень много. Правительство обеспокоено необходимостью пополнения бюджета, но такое резкое повышение ставки НДС создаст дополнительную нагрузку на бизнес, особенно на малые и средние предприятия. Повышение ставки с 12% даже до 16% ударит по «марже»: бизнесу придется либо нести убытки, либо перекладывать их на потребителей. В обоих случаях - это риск замедления экономической активности.   

Лично вы как относитесь к таким налоговым реформам?

   - Давайте сразу обозначим: повышение или понижение ставки НДС – это не налоговая реформа! Налоговая реформа – это изменение не только ставки налога, но и подхода к налогообложению, администрированию и т.д. А в данном случае подход к изменению ставки НДС непонятен и невыгоден для бизнеса. Нужна цельная реформа. 

Правительство объясняет снижение порога НДС желанием заставить платить в казну тех индивидуальных предпринимателей, кто «идет в обход», дробя свой бизнес. Как вы считаете, как отразится снижение порога для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС с 20 тысяч МРП (78,6 миллиона тенге) до 3 800 МРП (15 миллионов тенге)? 

  - Я не думаю, что это поможет вывести из тени тех, кто пытался хитрить. А вот рост цен на товары и услуги нам обеспечен. Особенно чувствительными станут сектора с высокой долей добавленной стоимости — розница, строительство, услуги. Для населения это может обернуться снижением покупательной способности, что, в свою очередь, ударит по спросу. Получается замкнутый круг: бизнес теряет клиентов, бюджет недополучает доходы.   

А как насчет того бизнеса, который вообще не платит НДС?

  - Лично я не знаю таких. Если вы про экспортеров, то нельзя сказать, что они не платят НДС, он им просто возвращается при экспорте товаров. Это мировая практика, иначе товары не будут конкурентоспособными на мировом рынке, и Казахстан не сможет ничего продать за рубеж. А те горлопаны, которые предлагают обложить налогом экспортную продукцию, просто не знают законов экономики. 

Вы поддерживаете систему дифференциации налога на добавленную стоимость, которую предложило правительство? 

  - Я считаю, ее также надо выносить на обсуждение. Набрать экспертов из разных сфер бизнеса, общества - даже из числа тех, кто активно проявляет себя в фейсбуке, и провести обсуждение, чтобы расставить точки над I. 

А может, делегировать эту функцию Нацпалате «Атамекен»? В конце концов, они создавались с этой целью – чтобы выражать интересы всего казахстанского бизнеса. 

  - Нет, здесь я категорически против. Никто не может брать на себя ответственность и говорить от имени всех предпринимателей Казахстана. Еще раз повторюсь: нужно широкое обсуждение с участием представителей всех сфер бизнеса. И делать это нужно оперативно, потому что бесконечное затягивание и обсуждение никому не выгодно тоже. 

А если предприниматели не придут к единому знаменателю? 

  - А вот чтобы пришли, нужно сначала понять структуру нашей экономики. Поймите, у нас разные понятия о структуре экономики, у нас разные вводные данные. У одних такие цифры, у других – другие. Чтобы проводить налоговую реформу, включающую в себя манипуляции с НДС, нужно сначала поставить диагноз нашей экономике и понять, что с ней происходит. И вот тогда вводить дифференцированный НДС. Такой дифференцированный подход даст большую мотивацию правительству постоянно делать точный анализ структуры экономики.