Зачем пытали Батырбаева, почему Масимов отпустил с работы силовиков, почему о январе не все говорят правду – на эти и другие вопросы редакции Ulysmedia.kz согласился ответить адвокат Абзал Куспан.
Впервые страна о нём услышала после судебных процессов по жанаозенским протестам 2011 года, затем Абзал заявил о себе как защитник интересов бывшего акима Атырауской области Бергея Рыскалиева, в 2016-м он активно включился в земельный вопрос и был осуждён за участие в митингах в Уральске 5 января 2022 года. Абзал Куспан создал общественную комиссию «Аманат» и сейчас занимается расследованием январских событий, помогает тем, кто из-за участия в митингах попал за решетку.
Кровавый январь – это все-таки акция протеста, бунт, мирный митинг или беспорядки? Вы были на баррикадах, отсидели 10 дней за участие в митинге и, судя по всему, можете объективно оценить ситуацию.
- Произошедшее в январе – своеобразный итог. В беспорядки вылилось возмущение казахскоязычной части населения, которое созревало десятилетиями. Поэтому нельзя говорить, что главная причина протестов только экономическая ситуация – людей не слышали, с ними не разговаривали на родном языке – теперь приходится пожинать плоды. Мы, члены комиссии «Аманат», смогли попасть в следственные изоляторы, проверить состояние задержанных и получили возможность ознакомиться с материалами уголовных дела. Сейчас это очень важно. Нам удалось доказать невиновность 91 человека.
Всё, что сейчас говорят и пишут о январских событиях, правда?
- Сейчас чуть ли не каждый эксперт – все всё знают, взвешивают, анализируют и прогнозируют, но хочу обратить внимание, что 5 января на площади не было русскоязычных блогеров и журналистов. Казахи на казахском говорили о проблемах! Речь шла и о безработице, и о трудностях, с которыми сталкиваются люди, вынужденные переехать в город в поиске лучшей доли. Сейчас за этот порыв и откровенность многим приходится расплачиваться.
Самое страшное и необъяснимое во всей январской истории – это поток информации о пытках.
- Один или два человека могут наговорить, а третий введёт в заблуждение. Но, согласитесь, вся страна не может врать. Значит все-таки в полиции, чтобы выбить нужные показания, пытают. Я не понимаю, почему по поводу пыток молчит министр внутренних дел? Как он это допустил? Поэтому, если подтвердится хоть один из заявленных случаев, ему должна грозить не отставка, а более серьезное наказание. Мы доказали, что в Талдыкоргане полицейские специально пытали задержанных, чтобы спровоцировать волну возмущения в обществе и подставить президента. Поэтому совершенно не понятно, почему Тургумбаев до сих пор занимает кресло министра.
Я уверен, что все руководители правоохранительных органов поддерживают старую власть, при которой они были не подконтрольны обществу. Поэтому они и стараются подорвать авторитет Токаева.
Помните всеобщий шок после распространения страшных фотографий пыток задержанного Батырбаева? О зверствах с утюгом в казахстанской полиции уже знают во всех странах.
- Мы тогда срочно поехали в Талдыкорган, где начальник следственного изолятора сразу сообщил, что комиссия факт пыток подтвердила, а прокуратура возбудила уголовное дело. Не отказывались от контактов и в прокуратуре. Возник вопрос – как эти фото оказались в сети? Начали разбираться. Гражданина задержали 10 января и сутки избивали. Эти зверства никто и не пытался скрывать. 11 января вызывают скорую, и Азамата Батырбаева госпитализируют, 9 дней его лечат и отпускают домой. И через несколько дней опять забирают в СИЗО.
Что в этой истории не так?
- Мы действия полицейских расцениваем как саботаж. Вспомните, фото изувеченной спины Батырбаева показали все мировые информагентства. На всех континентах говорили о том, что его пытают за снос памятника Назарбаеву. А оказалось, что ему даже никто не предъявлял обвинений по этому поводу. То есть кто-то специально распространял эту информацию? Зачем? Ответ на поверхности – кому-то нужно было подставить Токаева, который якобы наказывает гражданина за то, что он снёс памятник своего предшественника.
Наша полиция прошла школу НКВД. Ничего не изменилось – они умеют выбивать признания, не оставляя следов на теле, а Батырбаева зачем-то и чуть ли не публично пытали утюгом, и отправляют домой, чтобы он смог дать побольше интервью и рассказать о пытках. Я считаю, что талдыкорганская история подтверждает наличие диверсантов и провокаторов за спиной президента Токаева.
Масимов возглавил систему национальной безопасности и чуть не разрушил государство. Если обвинение будет доказано, мы, наверное, почувствуем себя героями какого-то фантастического боевика.
- Мое личное мнение, что Кариму Масимову грозит уголовная ответственность по самым тяжким статья. Уже известно – когда начались январские беспорядки, некоторые отделы ГКНБ в регионах по приказу сверху прекратили работу и покинули свои кабинеты. Мы знаем, что существует сильная иерархия власти. Подчинённый обязан выполнить задание и подчиниться приказу. Есть же правило – приказы не обсуждают, а выполняют! Но если приказ противоречит закону, то нужно подчиняться закону, а не приказу. Так вот в действиях сотрудников КНБ теперь сложно найти как логику, так и здравый смысл. Я думаю, что в Жамбылской области начальник управления КНБ не подчинился приказу и спас здание своего ведомства. А в Алматы из здания ДКНБ пропали документы и оружие – кто ответит за этот позор? Поэтому и нет оснований сомневаться, что Карима Масимова арестовали неоправданно. Я не удивлюсь, если его приговорят к пожизненному заключению.
Обвинение в бездействии – пожалуй, бывший министр обороны Мурат Бектанов будет первым, кому инкриминируют такую статью.
- Комитет национальной безопасности, полиция, армия – у всех погоны, все давали клятву верно служить интересам Родины. Поэтому, если не выполнена главная обязанность, то должна наступить ответственность. Бектанова задержали через полтора месяца после событий, это даёт надежду, что его дело было тщательно расследовано.
Спасибо за откровенное интервью. Редакция Ulysmedia.kz не избегает тяжелых тем и всегда готова опубликовать информацию, какой бы нелицеприятной для кого-то она бы ни была.