Гонка технологий на хрупком фундаменте: к чему должно быть готово новое ИИ-министерство

Гумарова Асем
Ulysmedia

На днях президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил реорганизовать МЦРИАП в министерство искусственного интеллекта. Как будет работать новая государственная структура пока неизвестно, однако общественность уже рассуждают о будущих возможностях и рисках.

Корреспондент Ulysmedia задала вопросы главному киберзащитнику Казахстана — президенту Центра анализа и расследования кибератак Олжасу Сатиеву на полях конференции KazHackStan 2025 в Алматы.

Искусственный интеллект — новое электричество

— Олжас Шагзадович, мы помним, что накануне президент Токаев поручил создать новое министерство искусственного интеллекта. Вас знают, как самого «прошаренного» человека в отрасли киберзащиты. Не хотели бы там работать?

— В государственных органах я не хочу работать. Мы больше фокусируемся на международном рынке.

— Как вы относитесь к идее открыть министерство ИИ?

 — Я считаю, что это хорошая инициатива. Мы не хотим быть отстающей страной в этой части.

Искусственный интеллект — это как новое электричество. Если мы опоздаем, то мы так и останемся на заводах. Государство хочет именно на этом сфокусироваться. Сейчас в мире началась большая гонка. За счет того, что у нас на самом деле хорошо оцифровано все, я верю в какой-то успех, что у нас появятся модели искусственного интеллекта, которые будут помогать.

Взломы, утечки и хакеры

Говоря о перспективах AI-министерства, Сатиев отдельно остановился на вызовах, которые могут встать перед новым ведомством. Например, возможность утечки огромной базы государственных данных.

  — Так как я кибербезопасник, я опасаюсь, что произойдет какой-то человеческий фактор. А вдруг кто-нибудь пароль стандартный поставит на систему управления этим искусственным интеллектом? А вдруг кто-то взломает, получит доступ, «открутит» какие-то государственные данные? Или искусственный интеллект подскажет решение, которое наоборот сделает хуже для экономики.

Глава ЦАРКА предполагает, что государство соберет данные со всех министерств, после чего ИИ будет, например, предлагать, где рациональнее всего повысить или понизить налоги, пошлины, льготы и т.д

  - Я как специалист переживаю. Вдруг какая-нибудь зарубежная хакерская группировка возьмет, изменит какие-нибудь данные и направит нашу страну не туда. И вот этого, к сожалению, я боюсь.

«У нас нет фундамента»

— Если резюмировать — мы сейчас готовы к повсеместному внедрению ИИ?

— Я думаю, это не быстрый процесс, потому что для того, чтобы искусственный интеллект работал, нужно очень много данных. Но я, знаете, насчет чего больше переживаю?

Если брать пирамиду технологий, искусственный интеллект – это сейчас самый пик. Под ним стоит фундамент – кибербезопасность, сервера, видеокарты и прочее. Я переживаю насчет этого фундамента, потому что все мы понимаем, что, например, для того, чтобы сервера с интеллектом заработали, у нас государству пришлось договориться с NVIDIA, чтобы эти видеокарты мощные прислали, чтобы отработали. А представьте, если бы мы не договорились.

Представьте, завтра нам ограничат поставку вот этих видеокарт, серверов и так далее, и тогда вот эта вся пирамида рухнет, потому что у нас вот этого фундамента нет.

Вопрос кадров (оффтоп).

— По вашим расчетам, в Казахстане сейчас достаточно специалистов по кибербезопасности?

— У нас есть проблема такая, у нас очень много джунов (начинающих IT-специалистов — ред.). У нас нет сеньоров (опытных IT-специалистов) и архитекторов. То есть для того, чтобы сеньор-архитектор вырос, должно пройти минимум 5 лет. Во-вторых, он должен поработать в стратегических корпорациях, потому что у нас нет людей, которые, допустим, выстраивали безопасность в Google, в каком-нибудь Mail.ru, условно. Вот эта когорта людей только растет.

Контекст

Напомним, в Казахстане по поручению президента Касым-Жомарта Токаева создаётся Министерство искусственного интеллекта и цифрового развитияна базе Минцифры. Руководитель нового ведомства будет иметь статус заместителя премьер-министра.

Часть функций по инновационной политике планируется передать Министерству науки и высшего образования, а ключевой задачей станет ускоренная подготовка «Цифрового кодекса». Согласно концепции развития ИИ, к 2029 году страна намерена обучить 5 млн человек цифровым навыкам,подготовить 500 тыс. отраслевых специалистов и увеличить экспорт IT-услуг до $5 млрд.