Рейтинг "слышащих" министров Казахстана: кто скрывается от камер журналистов

Ulysmedia

Среди чиновников есть те, кто всегда ответит на вопросы представителей прессы, и те, кто при виде журналистов пускается наутек. Как министры выполняют задачу Токаева по созданию «Слышащего государства»? Корреспондент Ulysmedia.kz выяснил, кто из министров открыт и близок народу, а кто даже не пытается исполнять указания президента.

Фото: Ulysmedia.kz

ГРАНДИОЗНЫЙ ПОБЕГ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

На прошлой неделе действия премьер-министра Аскара Мамина, сбежавшего от журналистов и спрятавшегося в лифте, вызвали бурную общественную дискуссию. Премьер-министр не особо жаловал СМИ своим вниманием и до пандемии. Эксперты отмечают, что грандиозный побег от прессы еще раз показал, насколько премьер-министр далек от общественности и средств массовой информации.

А насколько открыт возглавляемый Маминым кабинет министров для общественности и журналистов? Чтобы получить ответ на этот вопрос, редакция Ulysmedia.kz отправила официальные запросы на имя всех 18-ти министров.

«Сколько раз за последние полгода, т.е. с 1 апреля 2021 года, и на каком языке Вы давали интервью? На каких телеканалах и на каком языке? Сколько раз встречались с населением с 1 апреля 2021 года? Сколько пресс-конференций Вы провели в Службе центральных коммуникаций с 1 апреля 2021 года?».

Рейтинг составлен согласно официальным ответам министерств (период с 1 апреля по 30 сентября 2021 года).

БЕКТАНОВ: «МЕНЯ НА ИНТЕРВЬЮ НИКТО НЕ ПРИГЛАШАЛ»

Ответов от министров пришлось ждать целый месяц. Первой ответила пресс-секретарь Актоты Раимкуловой. Асет Ергалиев, Алексей Цой и Багдат Мусин - последние ответившие министры (или их пресс-службы). Некоторые министерства так и не предоставили ответов на поставленные вопросы. Мы предполагаем из-за безразличия либо непрофессионализма пресс-служб, поскольку в это время время другие министерства ответили подробно и своевременно. Например, на вопрос, сколько раз и на каком языке министры давали интервью и какому телеканалу, Бейбут Атамкулов ответил, что «всегда на связи», а Марат Бекетаев часто ссылается на работу сотрудников министерства. Мурат Бектанов утверждает, что «официальных запросов по поводу интервью не было».

В пресс-службе Ербола Карашукеева сообщили, что министр дал интервью местным и республиканским СМИ во время своего визита в регионы, но не уточнили точное количество.

В пресс-службе Мухтара Тлеуберди рассказали: «Министр регулярно дает соответствующие комментарии и интервью отечественным и зарубежным СМИ. Информация предоставляется на 3-х языках: казахском, английском и русском». Однако, не уточняется, какие именно СМИ имелись ввиду. Отметим, что пресс-службы некоторых министерств более открыты, чем их прямые руководители- министры.

Недавно назначенный министром энергетики Магзум Мирзагалиев еще не успел дать интервью СМИ или провести пресс-конференцию.

МИНИСТРЫ, НЕ ГОВОРЯЩИЕ НА КАЗАХСКОМ

Некоторые министры, кажется, хотят избежать ответственности в случае общественного осуждения. К примеру, Актоты Раимкулова до сих пор не провела пресс-конференцию по итогам Олимпиады в Токио. Хотя журналисты неоднократно просили Службу центральных коммуникаций пригласить ее, ведь за провал Летних Олимпийских игр никто так и не был привлечен к ответственности.

Бахыт Султанов часто объясняет проблему цен на продукты в социальных сетях.

Асхат Аймагамбетов еженедельно проводит рабочие встречи своего министерства по различным вопросам.

Серик Шапкенов, чья работа напрямую связана с народом, такой активности не проявляет.

Асет Ергалиев и Сериккали Брекешев (недавно подвергшиеся критике в Мажилисе) входят в число министров, не владеющих государственным языком, также как и Алексей Цой, Мурат Бектанов и Юрий Ильин. На заседаниях правительства и парламента эти министры отчитываются только на русском языке.

«Сколько раз вы встречались с населением?»

В министерствах на этот вопрос ответили по-разному. Одни указали точное количество встреч, другие сообщили, сколько граждан они приняли.

Министр обороны Мурат Бектанов ответил: «В соответствии с указом президента и распоряжением правительства информируем вас, что министерство обороны не предоставляет сведения по отчетности населению».

ЧТО ГОВОРЯТ ЖУРНАЛИСТЫ?

Мы спросили журналистов, какой кабинет в правительстве всегда открыт для СМИ.

Корреспондент Sputnik.kz Жания Уранкаева включила Асхата Аймагамбетова, Багдата Мусина и Магзума Мирзагалиева в тройку самых прозрачных министерств. Аутсайдерами же были названы Бейбит Атамкулов, Марат Бекетаев и Серик Шапкенов.

Корреспондент Qazaq Times Асан Анарбайулы назвал Алексея Цоя, Асхата Аймагамбетова и Багдата Мусина в тройке лидеров, а Мухтар Тлеуберди, Аида Балаева и Марат Бекетаев оказались у него аутсайдерами.

Корреспондент "Казинформ" Есимжан Нактыбайулы считает, что команда по связям с общественностью также играет важную роль в повышении открытости министров для общественности.

«Направление их деятельности, количество и качество контингента заинтересованного в изменениях в отрасли также влияют на популярность работы министров. Поэтому тройку министров, таких как Асхат Аймагабетов, Багдат Мусин и Бахыт Султанов, можно назвать относительно «открытыми министрами».

«Здесь я имею в виду то, насколько они регулярно публикуют в социальных сетях информацию об изменениях в отрасли, своих решениях по любому вопросу. Открытость остальных министерств относительна. Алексея Цоя часто критиковали за то, что он лично не присутствовал на брифингах. Появление Ерлана Тургумбаева в СМИ - редкость. После Летних Олимпийских игр в Токио многие в народе и СМИ искали министра культуры и спорта Актоты Раимкулову. Но министерство и Национальный олимпийский комитет ссылались друг на друга», - сказал журналист.

Корреспондент Vesti.kg Айнур Коскина назвала Асхата Аймагамбетова, Асета Ергалиева и Юрия Ильина в числе министров, открытых для СМИ. Аутсайдерами были названы министры Алексей Цой, Марат Бекетаев и Актоты Раимкулова.

«90% прозрачности любого министра зависит от его пресс-секретаря. Если пресс-секретарь готов работать со всеми, не разделяя СМИ на «своих» и «чужих», то министр не будет избегать СМИ. Хотелось бы выделить Асхата Аймагамбетова, который не изменял принципам работы, хотя его пресс-секретари менялись несколько раз. Независимо от того, кто был его представителем, министр не уклонялся от общения с репортерами. Хотя у меня не сложились хорошие отношения с его первым пресс-секретарем, Асхат Канатович сам оборачивался и спрашивал: «Айнур, у вас есть вопросы?», - отметила Айнур Коскина.

Автор: Аян Орибай