Казахстанские банки списывали долги заёмщиков свыше лимитов

Ulysmedia

Проблему пришлось решать Генпрокуратуре и Агентству по регулированию развитию финансового рынка. Разработан алгоритм по возврату в течение 5 рабочих дней банками и судебными исполнителями излишне уплаченной суммы, а базы банков Казахстана интегрированы с бвзами судисполнителей.

Фото gov.kz

Генеральной прокуратуре пришлось вмешаться в процесс регулирования деятельности банков второго уровня после того, как участились случаи списания денег заемщиков с их счетов свыше установленного лимита. Надзорным органом были установлены факты удержания банками излишних денежных средств с граждан по их кредитам и долгам, сообщает пресс-служба Генпрокуратуры Казахстана.

“Трудовым кодексом (статья 115) и Законом “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан” (статья 23) установлен запрет на взыскание более 50% от причитающейся суммы заработной платы и пенсии. Однако банки (АО “Kaspi Bank”, “Евразийский Банк”, “Народный Банк Казахстана”, “Хоум Кредит энд Финанс Банк”) списывали денежные средства со счетов граждан свыше установленного запрета. К примеру, АО “Kaspi Bank” выставлено платежное требование в АО “Народный Банк Казахстана” на банковский счет, предусмотренный для получения заработной платы одним из жителей города Усть-Каменогорска”, – говорится в распространенном сообщении.

Отмечается, что до поступления этого требования работодателем уже была удержана половина зарплаты на уплату алиментов. В итоге, после всех удержаний на его расчетном счету оставалось всего 16 тыс. тенге (25%). Решением суда в пользу истца была взыскана излишне удержанная сумма. Однако на это ушло 9 месяцев судебных тяжб.

Добавим, что подобные случаи произошли в Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях.

Как пояснили в Генпрокуратуре, проблема возникла из-за неинформированности банков о ранее произведенных удержаниях по исполнительному производству до поступления денег на банковский счет. В результате подобных действий заемщики неправомерно лишались своего единственного источника дохода, что вызывало недовольство населения.

По представлению Генпрокуратуры Агентством по регулированию и развитию финансового рынка обозначенная проблема разрешена путем принятия следующих мер:

  • введены в действие алгоритм по возврату в течение 5 рабочих дней банками и судебными исполнителями излишне уплаченной суммы на основании заявления клиента;
  • базы банков Казахстана интегрированы с автоматизированной информационной системой органов исполнительного производства.

По заверениям Агентства это дало возможность банкам видеть какие удержания уже произведены с их клиента, чтобы суммарное удержание всех кредиторов не превышало установленных законом 50% от зарплаты или пенсии.

В надзорном органе пояснили, что в случае незаконного взыскания граждане вправе обратиться с жалобой в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, его территориальные подразделения или в прокуратуру.