Встреча президента Касым-Жомарта Токаева и председателя Госсовета КНР Си Цзиньпина в Пекине на открытии Олимпийских игр для казахстанского лидера стала первым контактом на высшем политическом уровне после трагических событий в январе. Редакция Ulysmedia.kz разбиралась, какую роль в развитии отношений стран могут сыграть переговоры руководителей Казахстана и Китая.
Беспорядки в Казахстане имели неожиданный внешнеполитический эффект: из западных аудиторий зазвучали осуждающие голоса по поводу методов, которые использовались казахстанским руководством для наведения порядка и борьбы с экстремистами и мародерами. Реакция неожиданная и неприятная для страны, которая, продекларировав свою многовекторность, всегда неизменно её придерживалась. Что и на этот раз было подтверждено очень быстрым выводом миротворческих сил с территории Казахстана.
Курс на многовекторность ассоциируется с именем действующего президента, непосредственно осуществлявшего внешнюю политику Казахстана практически все постсоветские годы. И в момент, когда Казахстан столкнулся с самым серьезным испытанием за свою новейшую историю, западная позиция, скорее всего, удивляет.
Этот фон не мог не сказаться на атмосфере встречи Касым-Жомарта Токаева и Си Цзиньпина – ведь Китай, как известно, последние годы живет в условиях «торговой войны» с Западом. Политически для Пекина, при том, что он прекрасно «сохраняет лицо», не могут не быть и глубоко обидными решения западных стран бойкотировать Олимпийские игры, – очень редкий прецедент в мировой дипломатии.
Неудивительно, что на таком фоне переговоры прошли, действительно, без натяжек и интенсивно. Касым-Жомарт Токаев для Пекина – лидер с огромным опытом, показавший свою эффективность и в повседневной политической работе, и в экстремальной ситуации. То есть тот, кто может гарантированно обеспечивать стабильность в своей стране, граничащей с очень непростым регионом Китая.
У Си Цзиньпина, очевидно, есть понимание того, что для сохранения этой стабильности Казахстану необходимо интенсифицировать экономическую политику. Таким образом, у экономического сотрудничества двух стран появляется, кроме бизнес-измерения, и измерение политическое. Поэтому на встрече звучал немалый перечень направлений для сотрудничества.
Токаев говорил о приоритетности дальнейшего развития мега-инициативы «Пояса и Пути» и подчеркнул заинтересованность нашей страны в сотрудничестве с Китаем в передовых сферах: цифровых технологий, транспорта и логистики. Китайский лидер озвучил готовность развивать сотрудничество в агросекторе. Набирается обширный перечень сфер, где обе страны могут прилагать совместные усилия для общей пользы. У Китая для этого есть инвестиции и технологии и, практически бездонный рынок. У Казахстана – аграрный потенциал, выгодное географическое положение, рабочие ресурсы, и политическая воля доказавшего свою эффективность руководства.
Автор: Виктор Сулькевич