История с сахарным дефицитом в Казахстане стала перманентной, то есть повторяющейся. В спектакле с нехваткой сахара, который как правило, идёт с аншлагом, участвуют несколько сторон, и каждая привычно играет свою роль. Правительство удерживает версию – у нас всего много, да и миллиарды на поддержку более-менее адекватной цены выделены, производители напоминают, что выращивать основу сахара – свёклу – не выгодно, торговые сети объясняют, что продают себе в убыток, а покупатели, которых обвиняют в том, что они и устраивают этот дефицит – сметают сладкий песок с прилавков.
Мы про это уже слышали
- По данным министерства сельского хозяйства, в стране с начала года произведено сахара 138 тыс. тонн, импортировано 121 тыс. тонн. По данным акиматов областей и городов Астана и Алматы, в стабфондах на сегодняшний день имеется достаточный запас сахара. Стоит также отметить, что в настоящее время осуществляется сбор урожая, который будет способствовать увеличению сырья для производства. Поэтому оснований говорить о дефиците данного продукта и о росте цен нет!
Это было произнесено и растиражировано СМИ ещё в 2018 году. А за 10 лет до этого правительство ставило себе цель - развить отечественное сахарное производство и снизить зависимость от импорта. Казахстан даже на это время освободили от таможенных пошлин на сахар-сырец. Но годы пролетели незаметно, а собственное свекловодство не только не выросло, но и почти окончательно деградировало.
ИБД (имитация бурной деятельности)
Казалось бы, деньги выделяли, меры господдержки применяли, а посевы продолжали уменьшаться, поэтому то, что случилось в этом году – вполне ожидаемо и прогнозируемо. Просто граждане, которых подстегнули инфляционные ожидания, и закупили сахара в два раза больше, чем в прошлом году. Загадкой остаётся то, что эти самые ожидания уже много лет не трогают кабмин, который начинает действовать только, когда обстоятельства становятся экстремальными. Как это случилось и в этот раз.
В марте этого года минсельхоз рапортовал, что в стабилизационных фондах – свыше миллиона тонн муки, макаронных изделий, сахара, круп и овощей, а запасы ежедневно пополняются. Обратите внимание, тогда килограмм сахар, который ещё был в свободной продаже, стоил всего-ничего - 250 тенге.
Под конец июня, когда уже страна билась в сахарной истерике, а у прилавков в ход уже шли кулаки, премьер Алихан Смаилов провёл специальное совещание, где речь шла только о ценах на еду. Государственные мужи обсуждали ситуацию и отмечали, что не только у нас цены обуздать не получается, плохо выглядят и продуктовые рынки ближнего зарубежья. Прозвучал отчёт о всяких рейдовых мероприятиях, которые привлекут к ответу спекулянтов и притормозят взбесившиеся цены. А министерство сельского хозяйства доложило, что общий запас сахара в республике - 101,4 тыс тонн, то есть рынок обеспечен почти на 200 процентов. Смаилов тогда велел взяться за магазины «у дома».
- В отдельных магазинах «у дома» сахар продаётся по 700-800 тенге. Это происходит в результате незаконной предпринимательской деятельности отдельных лиц, которые воспользовавшись ажиотажным спросом зарабатывают экстра-маржу. В целом, средняя цена на сахар должна составлять порядка 480-490 тенге/кг. С этим надо разбираться, - приказал глава кабмина.
Но никто из членов правительства не испугался, как, впрочем, и торговые сети – сахара на прилавках заседание правительства не спровоцировало. Редакция Ulysmedia.kz в один из воскресных дней на сахарный шопинг отправила корреспондента в Алматы. Проверить ценовую добросовестность большие магазины и маленькие не удалось – сахара ни дорогого, ни дешевого не было нигде.
Как выговор стал панацеей
Сахар неожиданно появился после следующего совещания кабмина уже с участием президента. То ли выговоры ответственным министрам роль сыграли, то ли правы были продавцы, рассказавшие нашему корреспонденту о том, что сладкий песок есть, а дефицит создан искусственно – осталось тайной.
- То, что происходит в магазинах - это позор, - вот после этих слов Токаева кому-то стало стыдно, а может быть и страшно, и чудо произошло – дешевый сахар, а за время баталий, в дёшево превратилась цена в 500 тенге за килограмм, начали продавать.
То есть сахара действительно на прилавках не было, причины объективные назывались, а тут вдруг все проблемы отмёл окрик президента и выговоры министрам? Ситуация пришла в норму почти мгновенно, покупатели довольны, тем более все уже забыли сколько стоил сахар до последнего сладкого кризиса и цену, фактически подскочившую за несколько месяцев в два раза, восприняли как настоящее благо. Теперь примерно на столько же поднимется цена на конфетки, печеньки, тортики и на всё остальное, куда добавляют сахар. Но причины этого подорожания уже будут выглядеть объективно, да и эти продукты никогда не были первостепенными, а тем более полезными.
Есть у людей торговых такая профессиональная фишка – они, если хотят что-то продать быстро, то поднимают цены, а потом объявляют акцию на скидки и стоимость снижают. Народ, как правило, доволен и уверен, что умудрился купить дешево. И на ценниках ни в коем случае нельзя писать – 500, лучше и привлекательнее выглядит – 445. Вам эта история ничего не напоминает?
А мы будем признательны, если кто-нибудь из правительства опровергнет наши подозрения в том, что дефицит сахара был придуман как раз для того, чтобы проще накрутить цены.