×
448.89
477.93
4.76
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
448.89
477.93
4.76

Вне зоны ответственности: чем закончится кризис в ОДКБ

Коллаж Ulysmedia

Вне зоны ответственности: чем закончится кризис в ОДКБ

После января аббревиатуру ОДКБ расшифровать сможет любой казахстанец. Звонкой и понятной она стала после того как организация договора о коллективной безопасности ввела войска для установления порядка в нашей стране. После вторжения российской армии в Украину, пошли разговоры о том, что страны ОДКБ тоже должны включиться в эту войну. Потом вопрос о роли ОДКБ подняли после конфликта Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха, а когда начались вооруженные столкновения между Кыргызстаном и Таджикистаном – о фиктивной миротворческой роли ОДКБ уже заговорили на всём постсоветском пространстве.

Обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев разбирался, почему организация договора о коллективной безопасности оказалась бессильной в решении региональных конфликтов.

Сначала договорились

Организация договора о коллективной безопасности сегодня - это союз Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, её цели - «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам».

После распада СССР азиатские республики оказались в трудном положении, самыми угрожающими факторами тогда были Афганистан и гражданская война в Таджикистане. Кроме того, существовали многие нерешенные проблемы – пограничные, энергетические, водные, ресурсные и многие другие.

Именно поэтому 15 мая 1992-го в Ташкенте и был подписан Договор о коллективной безопасности. Свои подписи под ним поставили главы Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.

Состав участников договора менялся. В сентябре 1993-го к нему присоединился Азербайджан, в декабре 1993-го – Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994-го сроком на пять лет. В апреле 1999-го Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности отказались подписывать Азербайджан, Грузия и Узбекистан.

14 мая 2002-го была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединившая Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. В июне 2006-го Узбекистан восстановил свое членство, но только до декабря 2012 года.  Таким образом сейчас в составе ОДКБ только Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

Почему ОДКБ не вмешивается

В 2022 году организация вступила в полосу затяжного кризиса по целому ряду обстоятельств. Вопрос о выходе из ОДКБ поставил премьер-министр Армении Никол Пашинян. Вполне понятно, что Армения рассчитывала на содействие России как ведущей страны в ОДКБ в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Но Россия предпочла не вмешиваться. Азербайджан смог нанести серьезное поражение армянским войскам и вернуть Нагорный Карабах. Общественное мнение в Армении резко изменилось.

Симпатии к России как миротворцу и гаранту сменилось разочарованием. Тем более, что началом войны против Украины Россия покинула Минскую группу, которая предпринимала усилия для разрешения ситуации вокруг Карабаха. В то же время российские миротворцы оказались не в состоянии поддерживать стабильность в регионе. Понятно, что Россия после начала войны в Украине, ресурсы тратить на решение чужих кризисных ситуаций не будет.
 
Нет зоны ответственности – нет организации

Армения обращалась за поддержкой в войне против Азербайджана к ОДКБ опираясь на Договор о коллективной безопасности. Четвёртая статья гласит, если одно из государств – участников подвергнется агрессии, то это будет рассматриваться как агрессия на все участвующие в договоре государства. И по просьбе этого государства ему незамедлительно предоставят необходимую помощь, включая военную. Тут даже упоминается 51 статья Устава ООН.

Но ОДКБ, и прежде всего Россия, отказались поддержать Армению. По словам Пашиняна, отказ объяснялся тем, что между странами не были проведены делимитация и демаркация границы.

- Но, если нет границы, значит, нет зоны ответственности, значит, нет и организации, - возмутился, получив отказ, премьер-министр Армении.

Роль Турции

Резко изменилась и расстановка сил в Закавказье. Турция активно помогает своему стратегическому партнеру – Азербайджану не только в наращивании военной мощи, но и попытках заместить поставки нефти и газа из России через собственную территорию. Иными словами, Турция ослабила позиции России в регионе и принимает активные усилия по поддержке Азербайджана. Армения в этих условиях вынуждена пойти на переговоры и признание изменившегося статуса Нагорного Карабаха. В Женеве состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, на которой «стороны обменялись мнениями по мирному договору между Арменией и Азербайджаном, обеспечению прав и гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха, в том числе посредством создания механизма обсуждений между Степанакертом и Баку», - говорится в сообщении МИД Армении. Еще более важным является то, что стороны согласились в необходимости разблокировать транспортные маршруты в регионе, а также во внедрении «международных механизмов по контролю пограничной ситуации».

Оказывается, можно не стрелять

Это означает, что созданы предварительные условия для активизации межгосударственной торговли между Азербайджаном и Турцией, в которую могут быть включены и страны Центральной Азии. Кстати, это выгодно и Армении, как транзитному государству и потенциальному участнику взаимовыгодного сотрудничества. Естественно, что это только возможность, для реализации которой предстоит решить очень многие проблемы. Но ясно другое. Турция сделала ещё один шаг к статусу региональной державы и оказала, что может в определённой мере даже дистанцироваться от Запада, чтобы окончательно утвердить за собой желаемый статус.

И речь идёт не только о Закавказье, но и Центральной Азии. Именно здесь Турция, оперируя идеей тюркского единства, может набрать дополнительные стимулы для укрепления своей позиции на международной арене. Для этого есть основания. Война в Украине вызвала в странах Центральной Азии возросшие опасения в отношении России, откуда неоднократно раздавались голоса о «подарках России», создании российского федерального округа в Центральной Азии и т.п. Поэтому лидеры государств активизировали контакты с Турцией, которая уже показала, что может оказать серьезное содействие в укреплении вооруженных сил своих союзников на примере Азербайджана.

Кто помирит соседей

Турция также может сыграть роль посредника в региональных противоречиях и конфликтах. А их предостаточно.  Большие проблемы создал конфликт между двумя участниками ОДКБ – Кыргызстаном и Таджикистаном. По данным кыргызских властей, во время конфликта с киргизской стороны погибло 59 человек и около 140 тысяч человек было эвакуировано.  Таджикский МИД утверждает, что с их стороны погиб 41 человек.

За последние 12 лет на таджикско-киргизской границе произошло более 230 инцидентов с применением оружия. В последнем случае в конфликте применялась тяжелая техника, дроны, авиация и значительное количество живой силы. И вновь Россия, занятая войной, не проявила особого желания вмешиваться в противостояние двух государств-членов ОДКБ, даже несмотря на то, что на территории этих стран размещены её военные базы. Президент Владимир Путин ограничился тем, что «призвал стороны не допустить дальнейшей эскалации и принять меры к скорейшему урегулированию ситуации исключительно мирными, политико-дипломатическими средствами».

Никто не хотел воевать

С началом войны против Украины в российских СМИ некоторые официальные лица, политики и эксперты ставят вопрос о позиции государств-участников ОДКБ. Можно рассматривать это как попытку втянуть союзников в войну. Тем более, что Беларусь де-факто приняла участие в войне предоставив свою территорию для вторжения российских войск в Украину. На совещании по вопросам военной безопасности 4 октября Александр Лукашенко фактически признал участие Беларуси в военной операции против Украины.

    - Что касается нашего участия в специальной военной операции в Украине, мы участвуем там. Мы этого не прячем. Но мы никого не убиваем. Мы никуда не посылаем своих военных. Мы не нарушаем свои обязательства, - говорил белорусский президент.

Речь идёт прежде всего о Казахстане, который избежал кровопролитных конфликтов с соседними странами. Президент Токаев отказал в такой поддержке в своём выступлении на форуме в Санкт-Петербурге. Позицию Казахстана ещё раз подтвердил официальный представитель Министерства иностранных дел Айбек Смадияров.

      - Казахстан исходит из принципов территориальной целостности государств, их суверенного равенства и мирного сосуществования в соответствии с международным правом и уставом ООН. В целом, зона ответственности ОДКБ четко очерчена международно-признанными территориями государств-членов организации, и коллективная безопасность обеспечивается в пределах этих территорий. Таким образом, вопрос участия ОДКБ в зоне российско-украинского конфликта в повестке не стоит.

Также Казахстан не признал легитимность референдумов на оккупированных Россией территориях Украины.

Учения ОДКБ

Тем не менее, в Казахстане проводятся учения ОДКБ в которых принимают участие воинские контингенты государств – членов ОДКБ, оперативные группы объединенного штаба и секретариата ОДКБ, формирования сил специального назначения из числа специальных подразделений органов внутренних дел, органов безопасности и специальных служб, а также уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Общая численность участников учений в Казахстане составляет более 6500 человек и свыше 850 единиц военной и специальной техники, в том числе самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.

Почему рушится ещё один союз

Эти учения никак не могут скрыть тот факт, что ОДКБ вошел в стадию серьезного кризиса. Население практически всех стран говорит о необходимости выхода из этого союза. Причины в каждой стране разные, но общая тенденция налицо. Организация оказалась неэффективной, поскольку в одной ситуации Россия, как лидер организации, может принять решение об оказании помощи, как это было в Казахстане, а в других случаях отказаться от поддержки союзника. А многочисленные конфликты между Таджикистаном и Кыргызстаном и вовсе ставят вопрос о целесообразности их дальнейшего пребывания в ОДКБ, который не может даже погасить столкновения между союзниками.

Ещё большие опасения связаны с возможностью давления России на союзников с целью вовлечения в войну в Украине.  Поэтому невооруженным глазом видно, что Организация договора о коллективной безопасности на деле прекратила свое существование из-за внутренних противоречий. Остаётся принять юридическое решение о роспуске ОДКБ или начать процедуру одностороннего выхода из него.

Новости партнеров