Сегодня адвокат Войцеховская в суде Астаны в очередной раз поставила под сомнение обвинение, выдвинутое против Кайрата Боранбаева. Корреспондент Ulysmedia.kz, который следит за этим судебным процессом, обратил внимание, что сегодняшнее заседание прошло с необычайным накалом – сначала тон задали представители шоу-бизнеса и потребовали подсудимого отправить под домашний арест, а затем заявление сделали адвокаты и заставили наблюдателей задуматься, в чем всё-таки обвиняют Боранбаева.
Собственно, предистория вопросов, которые сегодня были в центре внимания столичной Фемиды, началась ещё в августе.
Адвокат рассказала о своём расследовании обвинения предъявленного её подзащитному - завышении стоимости газа, который был продан АО «КазТрансГаз» по 105 $ без учета транспортировки до ГИС «Акбулак» от границы России и Казахстана. В результате сделки, по версии обвинения, Боранбаев «КазТрансГазу нанёс ущерб на более чем 14,5 млрд. тенге.
Фото: Аделаида Ауеспекова/Orda.kz
Следователи опирались на факт закупа Казахстаном российского газа по цене 3932 рубля (62$) по протоколу совещания между ПАО «Газпром» и АО НК «КазМунайГаз» по вопросам сотрудничества в газовой отрасли в 2019 году.
Однако, судебное следствие уже установило, что с 1 апреля 2019 года согласно протоколу, цена российского газа на границе установлена в размере 127 долларов США за тыс. куб. метр с 1.04.2019 по 31.12.2019 года включительно.
При чем здесь протокол совещания?
Оказывается, следователь агентства, который вёл дело, отправлял запрос в МВД РФ с просьбой разобраться в вопросах цены и поставки газа, однако ответ озадачил не только адвокатов, но и, видимо, самого зампреда АФМ – именно ему сообщили, что по 19 статье Конвенции правовой помощи запрашиваемое содействие оказано быть не может. По словам Войцеховской, отклонить просьбу российское министерство внутренних дел имело полное право, но только в том случае, если его содействие или оказание этой помощи нанесёт ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит законодательству стороны, которая её запрашивает.
Наш уголовный процесс он подобен тому, как мы складываем пазлы того, что произошло. И вот по большому счёту, ситуация такая, что картина почти собрана, остались только некоторые детали. Хищение – это противоправное и безвозмездное изъятие чужого имущества. Попытка обосновать противоправность, она и состоит со стороны обвинения в том, что заседание правления было с нарушениями проведено и так далее и так далее. На процессе мы шаг за шагом восстанавливаем картину, вставляя пазлы в эту рамку, - объяснила Войцеховская.
4 августа 2022 года она отправила запрос гендиректору «Газпрома» Бурмистровой вопросы, которые в МВД РК сочли опасными.
с какой целью был заключен контракт на поставку российского газа между АО «Газпром экспорт» и ТОО «АзиягазЧунжа»;
является ли соглашением протокола между АО и ТОО по вопросам сотрудничества в газовой отрасли в 19 году;
является ли этот контракт выгодным для АО «Газпром»;
почему АО не продало газ напрямую газ компании «КазТрансГаз»;
почему «Газпром» не продал газ напрямую в Китай.
«Газпром» ответил
Ответ пришёл уже 30 сентября, в нём Бурмистрова объяснила, почему компания, которой она руководит, не могла заключить контракт ниже стоимости указанной в их протоколе.
Контракт N902-19-24 от 09.07.2019 (далее - Контракт) на поставку российского газа между ООО«Газпром экспорт» и ТОО «Азиягаз Чунджа» был заключен в целях диверсификации рынка купли-продажи газа в Центрально-Азиатском регионе.
Как объяснила Бурмистрова, протоколы совещания между ГАО «Газпром» и АО НК «КазМунайГаз» по вопросам сотрудничества в газовой отрасли – это ежегодные документы, в том числе протокол, подписанный сторонами на 2019 год (далее - Протокол), касаются в основном вопросов, связанных с внутренним рынком Казахстана и работой ТОО «КазРосГаз» и не предусматривают внешнеторговые сделки с газом.
Заключение Контракта именно с ТОО «Азиягаз Чунджа» было обусловлено тем, что указанная компания обладает соответствующими лицензиями, инфраструктурой и опытом работы на рынке газа в регионе и вполне соответствовала всем требованиям, предъявляемым с нашей стороны к контрагентам в аналогичных случаях.
Гендиректор не скрывала, что контракт для «Газпром экспорт» был выгодным, но подчеркнула, что его условия - коммерческая тайна.
Фото: Informburo.kz
Сотрудничество с АО «КазТрансГаз» (сейчас - АО «НК «QazagGaz») ограничено условиями Протокола, который не затрагивает вопросы реэкспорта газа и взаимодействия с третьими компаниями.
Также Бурмистрова сообщила, что «Газпром экспорт» не имел и не имеет прямых контрактов на поставку газа в Китай.
Адвокаты собирают «пазлы» следствия
Хочу напомнить, что на протяжении всего досудебного расследования защита пыталась доказать и оспорить те документы, которые были составлены на основании запросов этих людей – оперативных работников. Поэтому их допрос очень важен для того, чтобы устранить все те противоречия и указать о незаконности при возбуждении и регистрации данного уголовного дела, - потребовала Войцеховская.
Получается, что пробелы следствия восстановила защита, которая отправила сама соответствующий запрос и получила соответствующий исчерпывающие ответы. В этой связи, для полноты этой картины, которые ясное чётко показывает невиновность наших подзащитных, разумеется, этот ответ надо приобщить, так как он является полноценным доказательством, характеризующим обстоятельства произошедшего, - потребовал адвокат Боранбаева Данияр Канафин.
Он обратил внимание на то, что во время следствия сотрудники «КазМунайГаза» не смогли ответить на вопросы, которые напрямую касались их работы.
Отвечали, что возможности не было, что цена, по которой Казахстан сам экспортировал газ была намного выше, чем та, с которой был заключён контракт с «АзияТрансГаз», что был протокол, который ограничивал, - перечислил Канафин и обратил внимание суда на то, что адвокаты смогли выяснить и доказать, что протокол не затрагивает вопросы реэкспорта газа и взаимодействие с третьими компании.
Канафин не скрывал возмущения тем, что за 10 месяцев пока «ни шатко, ни валко» двигалось следствие, не был допрошен ни один свидетель с российской стороны.
То есть всех спрашивают, почему «Газпром» не заключил контракт напрямую, но почему-то спрашивают только у наших граждан – почему-то у сотрудников «Газпрома» это не выясняли.
Судья в свою очередь не стала спорить с адвокатами и пообещала включить ответ «Газпрома» в дело.
Фото: Informburo.kz
Экс-генпродюсер телеканала «Муз-ТВ», лидер музыкальной группы A’Studio, и Народная артистка Казахстана, известная певица (СМИ не могут разглашать персональные данные свидетелей по запрету судьи) в очередной раз обратились к суду с просьбой сменить меру пресечения на домашний арест и выразили готовность за Боранбаева поручиться.
К слову, сотрудники «КазМунайГаза» попросили время на подготовку, так как вопросы адвокатов в очередной раз их поставили в тупик, артисты тоже покинули суд без чувства удовлетворения – судья их призывы не услышала, а Боранбаев отправился в камеру - то есть продолжение следует и Ulysmedia.kz продолжает следить за развитием событий.
Напомним, бывший сват Дариги Назарбаевой Кайрат Боранбаев предстал перед судом по подозрению в хищении средств квазигосударственного сектора в особо крупном размере. В 2021 году по версии журнала Forbes он занимал 5-е место в рейтинге самых влиятельных бизнесменов Казахстана и 14-е - в списке самых богатых.