Майнеров в Казахстане берут под контроль

Ulysmedia

Соответствующие меры предусмотрены в законопроекте «О цифровых активах в Республике Казахстан», передаёт Ulysmedia.kz.

Отметим, что в указанном законопроекте под цифровыми активами понимается «нематериальное движимое имущество, созданное в электронно-цифровой форме, в том числе с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, а также электронно-цифровая форма удостоверения имущественных прав».

Чтобы ситуация не вышла из-под контроля

«Серый рынок» майнинга растет в мире и в Казахстане не по дням, а по часам, и оставлять его без внимания государству просто нельзя.  Во-первых, в обход государства идут миллионы тенге незарегистрированных доходов, во-вторых, преступники нелегально и фактически бесплатно используют казенное электричество. К примеру, недавно стало известно, что организаторы незаконных майнинговых ферм в Талгарском районе Алматинской области ежемесячно получали доход в 300-500 тысяч долларов США. В результате, 5 августа в Алматы осудили руководителя Государственного института сельскохозяйственных аэрофотогеодезических изысканий (ГИСХАГИ) за незаконный майнинг на территории предприятия.

Также ранее сенатор Рыскали Калиакперов сообщил, что Казахстан занимает второе место в мире после США по объему майнинга криптовалют, согласно данным Кембриджского центра альтернативных финансов.
В целом, в настоящее время около 1 млн казахстанцев участвуют в торгах криптовалют на международных биржах, такие неофициальные данные сообщила депутат Мажилиса Екатерина Смышляева на презентации законопроекта «О цифровых активах в Республике Казахстан».  И это не предел, ожидается, что число майнеров в стране будет только расти. Только пока заработанные немалые объемы крипто-денег они тратят чаще всего за рубежом, естественно, в обход госбюджета.

Она отметила, что практически все операции с криптовалютой находятся «в тени» и «имеет место использование черных обменников».

Однако, по данным экспертов, после того, как власти Казахстана стали закручивать гайки на рынке майнинга и выводить «серые схемы» на чистую воду, количество их ферм в стране сократилось, часть уехала за границу.

«Из 150 компаний, 50 уехали из страны. Переехали в Россию и другие страны. 51 компания, по моей информации, сдала документы в министерство цифровизации. И еще около 50 компаний находятся в серой зоне. Это серый майнинг», - отметил вице-министр энергетики РК Жандос Нурмаганбетов.

Что предлагает государство

По это причине государство собирается навести порядок на этом рынке через введение лицензирования «порядочных розничных инвесторов, у которых чистые капиталы». Выдавать лицензии майнерам и майнинг-пулам, а также регулировать их деятельность будет Министерство цифровизации.

«Они открыто смогут совершать на казахстанской криптобирже сделки. С той частью, которая находится в криминальной зоне, будут бороться соответствующие органы», - пояснила Екатерина Смышляева.

Кстати, уже в мае этого года вышел приказ главы Министерства цифровизации Багдата Мусина, который обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, собирающихся зайниматься майнингом или оказывать технические услуги майнерам, уведомлять регулятора о планируемой деятельности не менее чем за 30 дней до ее начала. При этом они также должны предоставлять подробную информацию о своей компании, включая регистрационный номер, банковские реквизиты и IP-адреса, фактический адрес и месторасположение ферм для майнинга, а также энергетические потребности своих объектов, планируемые инвестиции и количество сотрудников. Майнеры также обязаны быть резидентами Казахстана и отправлять регулятору ежеквартальные отчеты.

При этом торговлю криптовалютой предполагается организовать в рамках юрисдикции Международного финансового центра (МФЦА), без рисков для финансовой системы Казахстана. Тем более, что в МФЦА действуют правила для борьбы с отмыванием доходов, и криптобиржи обязаны предоставлять информацию по подозрительным операциям. Они также являются субъектами финмониторинга.

Поясним, что на сегодня криптовалюта в Казахстане не является платежным средством. Новый законопроект фактически создает основу для появления в стране легальных криптобирж. А для поддержки их деятельности предложено ввести обязательное требование к майнерам обменивать на отечественных криптобиржах до 75% своего капитала, начиная с 2024 года.

Также государство собирается создать реестр оборудования майнеров и контролировать импорт оборудования для дата-центров в Казахстан. Таким образом, будут известны модели ввозимого оборудования, их владельцы и, соответственно, мощность потребляемой ими энергии. В случае отсутствия оборудования в госреестре, правоохранительные органы смогут применить к нарушителям предусмотренное законом наказание.

Что дадут меры государства?

В результате данных мер ожидается, что майнеры станут полноценными участниками экономики Казахстана, а это отчисления налогов в бюджет и соблюдение законодательства во благо не только своего кармана, но также страны и ее граждан.  По предварительным подсчетам, обьем налоговых поступлений от майнеров составит около 8 миллиардов тенге из расчета за каждый киловатт электроэнергии.

Кроме того, лицензирование участников рынка майнинга и контроль их деятельности позволит не только решить проблему «серых майнеров», но и обеспечить безопасность и баланс энергосистемы страны. Обеспечение энергетической безопасности страны стало одним из важных факторов в регулировании деятельности майнеров. К примеру, планируется установить для их ферм квоту по электроэнергии в 300-400 или, возможно, и 500 МВт, разумеется, при полной оплате за ее потребление. Окончательное решение по размеру квот планируется принять в ближайшее время.

«Если вам не хватило электроэнергии на торгах, можете потреблять ее из-за рубежа. Пожалуйста, покупайте импортную электроэнергию, привозите в Казахстан, растаможивайте и платите налоги», - отметил ранее в интервью СМИ вице-министр энергетики РК Жандос Нурмаганбетов.

При этом планируется, что майнеры должны будут подключаться к электросетям строго в установленном порядке, без использования электроэнергии, выделяемой для социальных, городских или стратегических объектов. Регулировать объем потребляемой энергии KEGOC сможет через установленную на майнинговых фермах в обязательном порядке автоматическую систему контроля и учета.

Таким образом, государство создает замкнутую экосистему для того, чтобы все процессы, связанные с майнингом, проходили под контролем внутри страны, на легитимном уровне, в упорядоченном виде и не представляя проблемы для энергетической безопасности республики. Отметим, что данная тенденция ужесточения требований к майнерам в последние годы наблюдается в разных странах мира, в том числе в Китае и некоторых странах СНГ. И это только начало, считают эксперты, так как нехватку энергомощностей начинает испытывать немало стран. Тогда как создание криптовалют – это довольно энергозатратное производство.

Майнинг в мире: почему это так выгодно?

Майнинг (буквальный перевод с английского языка – «добыча полезных ископаемых) - это добыча цифровой валюты с помощью специального оборудования. Данный процесс представляет собой присоединение блоков, в которых хранится информация о проведенных транзакциях. В результате они образуют непрерывную и последовательную цепочку – блокчейн. Чтобы присоединить блок, нужно решить определенную математическую задачу, расшифровав алгоритм криптовалюты. Этим и занимаются специальные устройства майнеров. Если оборудование находит правильный ответ, его владелец получает вознаграждение в виде цифровых монет.

Соответственно, майнинг-ферма – это набор устройств, мощности которых используются для добычи цифровых монет.

Мировой рынок оборудования и ПО для криптовалют в 2021 году оценен в 1,63 млрд долларов США. Для сравнения, в 2020 году он оценивался в 1,44 млрд долларов, по данным аналитиков ResearchAndMarkets.com. По их прогнозам, рынок достигнет 2,73 млрд долларов к 2025 году при среднегодовом темпе роста 13,8%.

Общий заработок майнеров биткоина в 2021 году достиг 15 млрд, увеличившись на 206% в сравнении с 2020-м, сообщили, в свою очередь, аналитики The Block Research.

Добавим, что майнинговые компании продают свои накопленные цифровые активы для оплаты электроэнергии и других ресурсов, а некоторые майнеры сохраняют часть добытой ими криптовалюты, сообщают в The Block Research.

По расчетам аналитиков, пик доходности добычи биткоина был зафиксирован в марте 2021 года. В этот период майнеры заработали около 1,75 млрд долларов, из которых, доход от комиссионных издержек за проведение транзакций составил 167 млн долларов. Остальная часть средств - это вознаграждения за нахождение блока.

В качестве крупнейших игроков на рынке криптовалют называют Advanced Micro Devices, BitFury Group, BTL Group, Coincheck, Intel, Ledger SAS, Nvidia, Ripple, Xilinx, Xapo, BitGo, Binance, Coinbase Global, CoinDesk и Bitmain Technologies.

При этом основными криптовалютами в мире являются на сегодня Bitcoin, Ethereum, Bitcoin Cash, Ripple, Dash Coin, Litecoin и др. Все более популярными на рынке становятся и стейблкоины.
Как сообщают зарубежные СМИ, в июле 2021 года американский производитель электромобилей Tesla начал принимать криптовалюту Bitcoin в качестве способа оплаты из-за ее прозрачности и уникальной ценности. В марте 2021 года американская PayPal Holdings приобрела израильскую компанию по обеспечению безопасности криптовалют Curv за нераскрытую сумму. Сейчас PayPal продолжает поддерживать криптовалюты и цифровые активы.

Прибыльность добычи того же биткоина зависит от поколения оборудования, энергоэффективности и стоимости обслуживания устройств, отмечают специалисты. Поэтому у инвесторов майнинговых ферм должно быть достаточно средств для закупки дорогого оборудования в виде вычислительных машин (от нескольких штук до десятков и даже сотен аппаратов), аренды или покупки площадки для размещения, найма квалифицированных кадров для обслуживания машин, а также оплаты услуг по их ремонту в случае необходимости. Не говоря уже о стоимости электроэнергии. К примеру, в России эксперты считают, что для входа на этот рынок нужно не менее 2,5-3 млн рублей (около 18-22 млн тенге по текущему курсу).

Однако, при всех оптимистичных прогнозах по криптовалюте, нужно понимать, что, как и акции на фондовом рынке, она довольно волатильная. Ее цена может меняться с большой скоростью, в том числе резко вниз. А это значит, что никто не застрахован от убытков, особенно если были инвестированы значительные средства в закупку оборудования, оплату счетов за электроэнергию и т.д.

Между тем, как выяснили специалисты, майнинг биткоинов образует 30,7 тыс. тонн электронного мусора в год. Экономисты из центрального банка Нидерландов в сотрудничестве со специалистами Массачусетского технологического института сообщили, что одна биткоин-транзакция приводит к образованию такого же количества электронного мусора, как утилизация двух iPhone. Кроме того, из года в год сложность вычислений в сети биткоина растет, для майнинга криптовалюты необходимо использовать специальные ASIC-устройства, выпускаемые только под эти задачи. Так как эффективность майнинга достигается за счет технических характеристик новых чипов, майнерам нужно регулярно обновлять используемое оборудование, утилизируя устаревшее для установки более производительных решений.

«Срок службы устройств для майнинга биткоинов по-прежнему составляет 1,29 года. В результате, по нашим оценкам, вся сеть биткоина в настоящее время генерирует 30,7 килотонн электронных отходов ежегодно. Это значение сопоставимо с объемом электронного мусора мелкого ИТ и телекоммуникационного оборудования в стране вроде Нидерландов», - отмечают исследователи Алекс де Фриз и Кристиан Столл.

Так что, если цена криптовалюты продолжит расти, это будет стимулировать дальнейшие инвестиции в обновление оборудования для майнинга, что будет способствовать дальнейшему загрязнению планеты цифровым оборудованием.

Кроме того, в настоящее время 62% добычи биткоина осуществляется на газе и угле, согласно данным Кембриджского центра альтернативных финансов (CCAF).

А как выяснилось в ходе исследования, опубликованного в научном журнале Joule, электричество, используемое для биткоинов, производит около 22 мегатонн углекислого газа в год. Это столько же, сколько, к примеру, город Канзас-Сити в США.