О самых острых проблемах в сфере цифровизации и интернета в Казахстане

Ulysmedia

Подробные ответы на эти актуальные вопросы предоставил министр цифрового развития страны Багдат Мусин. Сегодня Ulysmedia приводит вашему вниманию его цитаты.

dollero.tech

О качестве связи и интернета в стране

«Конечно, это один из важных вопросов, который волнует наше население. В связи с развитием цифровизации мы без интернета, как без рук. По скорости фиксированного широкополосного Интернета мы, по данным международной тестовой системы Speedtest Global Index, поднялись в мире на 6 позиций вверх, занимая в настоящее время 86 место.

Понятно, что нам еще предстоит большая работа в этом направлении. И первая проблема здесь - это сельские населенные пункты. Всем известно, что Казахстан занимает 9 место в мире по площади своей территории. На сегодня около 1200 сел в стране вообще не имеют доступа к интернету. В основном это небольшие села, в которых проживают в среднем по 250 и менее человек.

Кстати, и в некоторых районах внутри городов также, бывает, нет доступа к интернет. Для этого нужно более чаще размещать антенны, базовые станции мобильных операторов, однако, нередко, это не получается из-за так называемой радиофобии у людей. Некоторые жители многоэтажных жилых домов выступают против установки таких станций на их крыше. По закону, если даже 1 человек из всех сотен проживающих в этом доме выступит против, мы должны убрать эту установку. По этой причине, из всех существующих на сегодня в Алматы и Астане около 4 тысяч базовых станций, мы каждый год меняем местоположение около 1000 станций. К примеру, если сейчас Вы идете по проспекту Мангилик Ел, то в одном месте Интернет-связь хорошо ловит, а в другом месте прерывается. Почему так получилось?

Потому что раньше там стояла базовая станция, а потом ее пришлось убрать по требованию жителей этого района, и теперь идет поиск нового места для нее в этом районе, а для этого операторам связи нужно договориться с жителями, КСК домов. Но вообще так не пойдет. Сейчас мы вносим изменения в законодательство, которые находятся на рассмотрении у депутатов. Это ведь неправильно, когда из-за одного человека остальные 99 остаются без интернета. Согласно этим поправкам, только если 100% местных жителей будут против, мы лишь в этом случае уберем базовую станцию. Потому что сейчас интернет стал таким же по значимости в жизни людей, как, к примеру, вода. И если один человек выступит против проведения водопровода, его же не уберут в ущерб остальным людям.

В целом, хотел бы пояснить, что вред от таких антенн для людей не больше, чем от домашних микроволновок. От микроволновок в доме жители больше получают излучения, чем от этих базовых станций на крышах.  Оборудование, которое устанавливается, мы берем у крупных зарубежных производителей, оно проходит сертификацию и соответствует всем международным стандартам.

Да, действительно, нужно улучшать систему связи операторов, так как установленные, к примеру, в 2010 году станции устаревают, их нужно обновлять. Тем более, растет население страны, число пользователей смартфонов, также все больше людей пользуются новыми сервисами, в том числе Youtube, Tik Tok, чего не было те же 5 лет назад. Сейчас же чуть ли не каждый водитель, стоя на светофоре, смотрит Tik Tok. Все это создает нагрузку на наши антенны. Поэтому число установленных в 2010-2015 гг. систем связи не соответствует потребностям настоящего времени. В связи с этим мы ставим перед операторами требование по модернизации их систем.

Для улучшения качества интернета в стране мы готовим национальный проект, рассчитанный на 2 года. В нем предусматриваются наши требования по тому, какой объем инвестиций должен быть сделан операторами в этой связи, а также чтобы был проведен качественный интернет в села и вдоль больших автомагистралей. Для того, чтобы подтолкнуть их к этому, мы в 10 раз увеличили размеры штрафов в случае выявления несоответствия заданным параметрам качества Интернета. К примеру, в этом году мы провели 900 проверок связи всех операторов и наложили штрафы в размере более 500 млн тенге. Для сравнения, в 2019 году проводилось всего от 20-ти до 50-ти проверок. Сейчас мы увеличили их число, усилив контроль качества связи и увеличивая штрафы. Соответственно, операторам, чем платить государству такие штрафы, становится выгоднее вложить эти деньги в установку нового оборудования и проведение интернета. Мы как регулятор не можем сделать эту работу за операторов, поэтому принимаем стимулирующие для них меры и усиливаем наши требования к ним.

Но, кроме штрафов, сейчас мы рассматриваем еще одну меру – это возможность забрать у оператора радиочастоту, если после 3-4-х проверок в одной локации, в течение от 2 месяцев до полугода, они не улучшат качество связи. К примеру, в сельском хозяйстве самое важное это земля, а в нашей системе связи это радиочастота. Разрешение на использование радиочастотного спектра выдается государством. И если оператор качественно не оказывает услуги населению, то мы сможем забирать у него частоту и отдавать другому предпринимателю».

О тарифах на связь

«Если сравнить наши позиции среди 193 стран мира, то мы стоит в десятке стран на последнем месте по уровню цен на связь. Это международный рейтинг. К примеру, в Узбекистане тарифы на связь выше в 3 раза, они также выше, чем у нас, и в России, и в Украине. На мой взгляд, качество связи и интернета должно соответствовать цене. Поэтому нужно повышать это качество.

Далее, если помните, когда около 7-8-ми лет назад на наш рынок пришел Теле2, то он начал снижать цены на свои услуги, предложил более качественную связь, на рынке усилилась конкуренция. Поэтому наша проблема сейчас – это отсутствие конкуренции на рынке. У нас работают только два оператора – Beeline и «Казахтелеком», внутри которого действуют Kcell и Теле2. Это два монополиста.

Соответственно, наша задача сейчас – это создать справедливые конкурентные условия на рынке. Это значит, не раздавать под столом радиочастоты, а объявить аукцион. К примеру, сейчас проводится открытый аукцион на радиочастоты 5G. В нем могут принять участие не только действующие операторы, но и все предприниматели, кто хочет работать в этой сфере. На заседании Комиссии по демонополизации экономики, которую проводит премьер-министр страны, я поставил вопрос перед «Казахтелекомом» и «Самрук-Казына» о выводе одного мобильного оператора из «Казахтелекома». Эта работа будет проведена в течение года».

О подготовке IT-специалистов

«Мы считаем, что, кроме подготовки в течение 4-5-х лет данных специалистов в университете, можно также обучить их в течение года в частной IT-школе. В этих целях мы в качестве грантов распределим 20 тысяч ваучеров. Один ваучер – это финансирование на 600 тысяч тенге. Эти деньги мы перечислим той IT-школе, куда придет человек с этим выигранным у нас ваучером. Так мы планируем подготовить 20 тысяч специалистов до 2025 года.

Также сейчас в университетах республики на соответствующих факультетах обучается около 100 тысяч человек. Но в региональных вузах качество обучения по таким специальностям, по сравнению с Астаной и Алматы, ниже. В связи с этим мы поставили требование региональным университетам о сотрудничестве в рамках программ менторства, коллаборации с топовыми вузами Казахстана по подготовке таких специалистов высокого уровня – это КБТУ, Университет им.Сулеймана Демиреля, Международный университет информационных технологий, «Астана IT-университет», «Назарбаев университет».

О рейтинге ООН по развитию электронного правительства (E-Government Development Index)

«Этот рейтинг формируется на основе взвешенного индекса оценок по трём основным составляющим: степень охвата и качество интернет-услуг, уровень развития ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал. По итогам этих трех показателей мы занимаем в рейтинге 28 место. Но отдельно по уровню развития электронных услуг мы в этом году заняли 8 место среди всех стран мира, так как внедрили инновации. Наш опыт теперь хотят перенять другие государства.

К примеру, мы внедрили государственные цифровые услуги на других больших платформах – Каспи, «Народный банк», «Фридом», так как их мобильные приложения популярны и удобны среди населения. Мы также переводим электронные услуги в смартфоны, и теперь они доступны не только через компьютеры. Созданы приложения EGov Mobile, Salyk Azamat. Они сделали государственные услуги более доступными для населения, без возможностей для коррупции, как это было раньше.

По качеству связи в этом рейтинге ООН мы на 65-м месте. В течение двух лет мы планируем улучшить этот показатель и подняться в данном рейтинге на 20 позиций вверх и тем самым войти в первые 15 стран».

О новых услугах Egov Mobile

«В первом квартале 2023 года мы планируем внедрить в мобильном приложении Электронного правительства два новых раздела.

Так, в Egov Mobile будет раздел Egov Densaulyk, где мы разместим паспорт здоровья. В нем человек будет видеть все свои анализы, медицинские показатели, и у него больше не будет необходимости носить с собой пакеты соответствующих документов, бумаг.

Также в Egov Mobile будет доступна вся информация для получения стипендии, АСП и другой социальной помощи государства. Раньше для этого людям приходилось обращаться с бумагами в акимат, ЦОН».

О новом телефонном коде Казахстана

«Нам дали код 997, но мы подали заявку в Международный союз электросвязи при ООН с просьбой о присвоении Казахстану кода +77. Код +977 нам уже присвоен, но, мне кажется, что код +77 для нашей страны будет более подходящим, тем более, казахстанцам не придется в этом случае менять номер своего телефона. Но, по словам экспертов Союза, нам нужно для этого провести переговоры с Российской Федерацией. Они сейчас ведутся, в России не против, но необходима сертификация, а для этого – подписание международных документов. Если мы их подпишем, то у нас будет код +77. Если же нам его не дадут, то у нас уже есть код +977. Поменять его не сложно, это возможно в течение двух лет. Но пока мы работаем над возможностью введения кода +77».

Справка Ulysmedia:

По скорости мобильного Интернета Казахстан сейчас занимает 85 место в мире – 22,41 Мбит/c, опережая, к примеру, такие страны, как Аргентина, Россия, Узбекистан, Индонезия, Пакистан, Индия и др.

«Мы продолжаем уделять особое внимание повышению качества связи, жители городов обращаются с этой проблемой постоянно. Чтобы решить вопрос, мы внесли поправки в законодательство, предусматривающие увеличение штрафов. Это привело к тому, что, например, в Алматы операторы связи установили 8 новых базовых станций, повышающих качество связи, улучшено 5. И эта работа будет продолжена», - отметил министр цифрового развития Багдат Мусин.

Справка Ulysmedia:

О проведении открытого аукциона по распределению радиочастот 5G в Казахстане сообщалось в сентябре этого года. Как ранее сообщали в министерстве, в аукционе смогут принять участие около 100 компаний, что должно обеспечить конкурентные условия в конкурсе. Согласно условиям двух лотов, покупатель должен иметь разветвленную магистральную сеть телекоммуникаций и (или) сотовой связи, охватывающую не менее шести областей, городов республиканского значения и столицы.

«5G – это требование времени. Технологии сейчас развиваются молниеносно, и интернет должен успевать за ними. Если мы хотим быть в тренде, то должны внедрять скоростной интернет и у себя. Кстати, в Алматы в этом году уже установлены 5 базовых станций связи, поддерживающие технологии 5G. В 2023 году охват сетью составит 15%», -  сказал министр цифрового развития Багдат Мусин.