Есть ли эффект в Казахстане от государственно-частного партнерства?

Елбол Каримов

В сфере ГКЧП в Казахстане развитие идет в нескольких направлениях. При этом доля государства в таких проектах меняется. Каков социальный и экономический эффект проектов со смешанным финансированием?

Egov

«На сегодня в республике заключено около 1000 проектов в сфере ГКЧП. Привлечение частного капитала в проекты ГКЧП составило около 600 млрд тенге, по состоянию на 31 декабря 2021 г.

По состоянию на 1 ноября 2022 г., в Казахстане было заключено 1 059 договоров ГЧП, концессии общей стоимостью 2 250 млрд тенге, в том числе 14 – республиканских проектов стоимостью 1 361 млрд тенге, и 1 045 – местных проектов стоимостью 889 млрд тенге. При этом более 86,7% заключенных договоров приходится на сферы образования, здравоохранения и социальных услуг, энергетики и ЖКХ, отмечал ранее председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Самат Сагындыков.

По словам заместителя председателя правления Казахстанского центра государственно-частного партнерства Мухамед Кабульдинов, анализ показал, что социально-экономическая эффективность от реализации этих проектов налицо.

«Конечно, еще есть вопросы, которые нужно дорабатывать, и в законодательстве, и в практической сфере», - говорит спикер. - Каждый проект в этой сфере до реализации нужно от «А» до «Я» изучить и составить Дорожную карту. Мы увидели, что некоторые государственные и частные партнеры не до конца понимают механизм ГКЧП, мы делаем замечания и рекомендации, чтобы улучшить управление качеством проекта и довести его до совершенства, чтобы он приносил пользу и населению в целом. В этом основная задача ГКЧП, а не для определенного государственного или частного партнера. ГКЧП дает возможность предпринимателям работать там, где в основном было представлено государство, в том числе, к примеру, школы, больницы, инженерно-транспортная инфраструктура для всех объектов. Государство предоставляет условия для реализации любого проекта, в том числе в социальном, коммерческом направлениях. Мы видим интерес со стороны частных предпринимателей к проектам ГКЧП. К примеру, когда у государства нет бюджетных средств для реализации определенного проекта, мы привлекаем частного партнера, у которого есть ресурсы или он может взять обязательства, кредиты в банках, берет на себя разработку проектно-сметной документации, сдает проект быстро, без проволочек, под ключ. К примеру, те же детские сады, школы, больницы, инженерно-транспортная инфраструктура. А в последующем, в рамках ГКЧП, все затраты, которые понес частный инвестор, государство в течение 5-ти может потихоньку отдавать».

Как отметил Мухамед Кабульдинов, при оценке эффективности проектов ГКЧП оценивается не столько вклад в виде привлеченных средств, а общий эффект от реализации проекта для населения региона, ноу-хау и т.д.

«ГКЧП включает несколько инструментов государственной поддержки. Первое – это безусловно, возврат капитально-инвестиционных затрат, которые несет партнер, это возврат операционных затрат и вознаграждение за управление в случае, если он берет на себя в последующем это обязательство. Государство дает возможность бизнесу зарабатывать в том направлении, где обычно работает оно само, и привносить что-то новое», - сказал М.Кабульдинов.

Кстати, в ближайшие годы в Казахстане планируется строительство около 400 новых школ, в том числе в рамках проекта «Комфортная школа». В реализации этих планов принимает активное участие и Казахстанский Центр ГКЧП.

«Сейчас мы совместно с Министерством образования и международными институтами работаем над тем, чтобы разработать единую конкурсную документацию по этим проектам, в том числе в части договора – каким о будет, как будут выглядеть обязательства между государственным и частным партнером, и к чему это должно привести в сухом остатке, в конце, какой эффект», - добавил спикер.

Отметим, что закон о ГКЧП был принят в Казахстане в 2015 году и официально начал работать с 2016 г. И на сегодня, по данным Центра ГКЧП, в республике растет число проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства. Так, в прошлом году заключены соглашения на реализацию 39 проектов на сумму 350 млрд тенге в рамках ГКЧП. Большинство из них реализуются в Акмолинской, Туркестанской и Мангистауской областях. При этом государство отдает приоритет в таких сферах, как здоровье, энергетика и обеспечения жильем. По словам директора департамента исследований и оценки бюджетных инвестиций Центра ГЧП Аяулым Айтжановой, такие проекты позволяют частным инвесторам вернуть свои затраты с помощью государства, решить социальные вопросы в регионах, создать новые рабочие места.

Добавим, что в январе прошло года на встрече с представителями отечественного бизнеса президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что еще одним направлением для привлечения в страну инвестиций должна стать перезагрузка государственно-частного партнерства. Для этого правительству необходимо выработать новые современные подходы к государственному частному партнерству. При этом обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансированно распределяться между инициаторами и государством.

Президент тогда подчеркнул, что на бюджет не должны перекладываться все предпринимательские риски, также важно исключить предоставление сверхльгот и сверхмаржинальностей.  

«Следует перейти на новую модель ГЧП. Сегодня многие проекты ГЧП стали кормушкой для недобросовестных предпринимателей и чиновников. Контракты в этой сфере должны быть прозрачными и заключаться на конкурсной основе. Для повышения эффективности данного механизма нужно принять новый закон», - сказал ранее Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана.

 «В целом проекты ГКЧП перед их инициацией проходят несколько этапов», - говорит управляющий директор Казцентра ГЧП Айдос Кобетов. - Инициация договоров может происходить как со стороны инвесторов, так и государственного сектора. При этом если инициатива идет со стороны бизнеса, при наличии прав, определенных законами, то разработанные ими бизнес-планы проходят этапы согласования, экспертизы, затем размещается информация в социальных сетях и средствах массовой информации.  И здесь со стороны потенциальных инвесторов есть определенный фактор, который ограничивает их участие в таких проектах. Это есть и в международной практике, не только в Казахстане. Потенциальными инвесторами на рынке это воспринимается как привилегия для тех, кто инициировал этот проект. Сама процедура прямых переговоров ограничивает участников рынка. Надо признать, что есть факты необоснованного использования прямых переговоров администраторами бюджетных программ, когда можно было провести конкурсные процедуры, формальный подход к интеллектуальной собственности, объекту ГЧП, неисполнение принципа конкурсности, когда организатор конкурса должен был ориентирован на привлечение достаточного количества потенциальных участников рынка, но при этом были объявления в республиканских газетах ограниченным тиражом. Объявления давались в СМИ, локализация которых была совсем в другом регионе, а не там, где сам проект реализовывался».

Для решения данных вопросов Министерством национальной экономики и Казахстанским Центром ГЧП предлагается полностью пересмотреть механизм прямых переговоров путем реализации контрактов только через конкурсные процедуры. Также, по словам Айдоса Кобетова, планируется внедрение принципов прозрачности и доступности, когда вся информация о процессе планирования проекта ГЧП будет размещаться в открытом доступе не только для привлечения частных инвесторов, но для обсуждения с общественностью.

«Это позволит на открытой площадке рассматривать плюсы-минусы каждого проекта, что в целом ласт возможность повысить доверие со стороны населения к реализуемым проектам ГЧП», - отметил спикер.

По его словам, среди реализуемых на сегодня проектов ГЧП в республике в стоимостном выражении превалируют проекты в сфере транспорта и инфраструктуры. К примеру, проекты Большая автомобильная кольцевая дорога, обеспечение широкополосным доступом к Интернет, в том числе в дальних уголках страны, были реализованы в сфере государственно-частного партнерства. Айдос Кобетов отметил, что успех каждого проекта зависит от того, насколько он качественно структурирован, от показателей, отраженных в договоре и от того, насколько хорошо исполнен проект, в том числе от своевременного привлечения финансирования, качественного строительства объекта и соответствующего оказания услуг.