QazaqAir и Air Astana приватизируют для развития конкуренции

Елбол Каримов

Авиакомпании QazaqAir и Air Astana планируют приватизировать в Казахстане, передает Ulysmedia.kz.

Фото взято из открытых источников

Об этом рассказал заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов. По его словам, на сегодня отрасль имеет ряд проблем, одна из которых – большая доля государственного участия. 

На рынке гражданской авиации работают три авиакомпании:

  • AirAstana и Fly Arystan с долей более 70%;
  • QazaqAir с долей 6%;
  • SCAT с долей на рынке 24%.

Ахметов заявил, что данный рынок относится к “высококонцентрированному типу рынка с недостаточно развитой конкуренцией”.

“Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию",- отметил он.

Агентство совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития приняли Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке гражданской авиации, направленную в том числе на снижение стоимости авиабилетов. Она содержит следующие меры:

  • реализация 100% акций компании QazaqAir и Air Astana;
  • выделение как отдельного субъекта рынка Fly Arystan до момента приватизации; 
  • увеличение сроков действия режима "открытого небо" до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
  • закрепление недискриминационного доступа розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработка вопросов по строительству альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах республики.