Казахстан увеличил экспорт нефти в обход России в первом квартале 2023 года, стремясь уменьшить свою зависимость от своего северного соседа. Об этом передаёт Ulysmedia.kz со ссылкой на reuters.com
Издание пишет, что несмотря на то, что экспорт казахстанской нефти через Каспийское море и Кавказ относительно невелик, он резко возрос с тех пор, как Москва начала войну в Украине.
"Казахстан, который имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией из всех бывших советских государств, проводит тонкую линию, чтобы уменьшить зависимость от России, не отталкивая своего соседа.
Президент Касым-Жомарт Токаев отказался признать аннексированные Россией регионы Украины и стремился ограничить зависимость Казахстана от России, в том числе от ее огромной сети нефтепроводов и портов", – говорится в статье.
Данные, с которыми ознакомилось агентство Reuters, показали, что поставки нефти из порта Актау на Каспийском море в Баку Азербайджана, основного маршрута в обход России, подскочили до 163 436 тонн в январе-марте с 28 875 тонн за аналогичный период 2022 года.
Государственная транспортная компания "Казмортрансфлот" сообщила агентству Reuters, что в период с января по март по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан было дополнительно отправлено 104 000 тонн нефти.
Казахстан также поставляет в Китай более 80 000 тонн нефти в месяц. В прошлом году экспорт казахстанской нефти по маршрутам, отличным от России, достиг 1,8 млн тонн (36 000 баррелей в день), что на 638 000 тонн больше, чем в 2021 году.
Казахстанская нефть не подпадает под западные санкции, в отличие от российской сырой нефти, хотя санкции создали проблемы для некоторых казахстанских продуктов.
"Российские порты остаются токсичными для европейских покупателей, поэтому нефтяники перестраховываются и ищут маршруты, которые не связаны с (российской нефтепроводной монополией). Транснефть", - сказал западный трейдер, который занимается нефтью из Казахстана.
Основным и наиболее прибыльным маршрутом экспорта нефти из Казахстана остается Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который поставляет ее на мировой рынок через российский черноморский терминал.
Поставки через КТК в прошлом году сократились на 1% до 51,99 млн тонн, но они по-прежнему составляют более 80% от общего объема экспорта нефти из Казахстана.
Напомним, 20 апреля стало известно, что “Казтрансойл” планирует повысить тариф на транспортировку нефти.
Что означает "вытеснение" Путина с мирового уранового рынка для Казахстана – читайте здесь.