В 2023 году строительно-монтажными работами в Казахстане будет охвачено 11 тыс. км автодорог общего пользования. По итогам 2023 года доля дорог по республиканской сети в нормативном состоянии будет увеличена до 92%, по местной сети – до 87%, сообщают в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК. Для Казахстана, который занимает 9 место в мире по площади, развитие дорог является одним из самых приоритетных вопросов.
На долю автомобильного транспорта приходится более 80% от общего объема перевозимых в стране грузов и более трети грузооборота, из которых около 98% осуществляются частными юридическими и физическим лицами и около 1% – иностранными перевозчиками.
Доля пассажирских перевозок автотранспортом превышает 99% и порядка 87% от общего пассажирооборота всеми видами транспорта.
В этом году по республиканской сети строительством и реконструкцией будет охвачено 3,6 тыс. км, из которых планируется завершить 856 км. Охват капитальным и средним ремонтом составит 3,4 тыс. км. Что касается местной сети, всеми видами ремонта будет охвачено 4 тыс. км.
По поручению Президента, прежде всего, поставлена задача своевременно и качественно завершить реконструкцию магистральных маршрутов «Алматы – Караганда», где предусмотрены 4 направления: «Караганда-Балхаш», «Балхаш – Бурылбайтал», «Бурылбайтал – Курты» и «Курты-Капшагай».
Отметим, общая протяжённость сети автомобильных дорог в Казахстане составляет 96 тыс. км, в том числе республиканской сети - 25 тыс. км, из них доля дорог в нормативном состоянии – 89 %. Протяжённость местной сети составляет 71 тыс. км, из них доля дорог в нормативном состоянии – 75%.
На сегодняшний день в Казахстане есть 11 платных участков дорог общей протяженностью 2161 км. Первый участок – «Астана-Щучинск», который стал платным с 2013 года. С января 2019 года на платной основе заработали трассы «Астана – Темиртау», «Алматы – Хоргос» и «Алматы-Конаев».
С 23 ноября 2021 года стали платными трассы "Астана - Павлодар", "Тараз - Кайнар", "Шымкент - Кызылорда", "Шымкент - Тараз", "Шымкент - гр.Узбекистана", "Конаев - Талдыкорган", "Щучинск - Кокшетау".
Кстати, сейчас на обсуждении находится проект об использовании участка автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «Большая Алматинская Кольцевая автомобильная дорога» (БАКАД) на платной основе. Проект документа находится в открытом доступе на сайте Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Поезд может осуществляться по альтернативным дорогам через город Алматы и Алматинской области. Протяженность платной дороги (участка) – 66 км. Согласно документу, стоимость поездки вне зависимости от пройденного пути в течение одного часа составит, к примеру, для легковых автомобилей - 0,07 месячных расчётных показателя (1 МРП - 3450 тенге), абонемент на один месяц – 0,5 МРП, на год – 10 МРП.
Плата за проезд по платной дороге планируется проводить двумя способами:
- заранее путем внесения денежных средств на счёт по государственному регистрационному номерному знаку автотранспортного средства с помощью системы взимания платы, установленной концессионером;
- постоплата, для погашения в течение 7 календарных дней задолженности, возникшей после въезда на платную дорогу (участок), управляемую концессионером и фиксации автотранспортного средства арками контроля в зоне их действия.
Что даст реформа дорожной отрасли?
Также в Казахстане планируется провести реформу автодорожной отрасли, по поручению Главы государства. Почему это необходимо?
Дело в том, что на сегодняшний день в Казахстане насчитывается более 1200 строительных норм, стандартов и нормативно-технических документов в дорожной отрасли. В том числе 114 строительных нормативов (СН РК, СП РК), 303 национальных стандарта, 527 межгосударственных стандартов (ГОСТ), 17 ведомственных строительных норм, 200 ведомственных нормативно-технических документов и 56 сборников по ценообразованию и сметам.
Такое большое число и неупорядоченность профильных документов затрудняют определение их приоритетности. При этом часто встречающиеся разночтения, противоречивые требования, дублирующие и устаревшие нормативы усугубляют ситуацию и приводят к ошибкам проектирования и строительства.
Поэтому Мининдустрии собирается провести системную ревизию в нормативном регулировании автодорожной отрасли. В результате реформы планируется создать новую структуру нормативных документов, состоящей из не более, чем их 50-70 единиц. В новом пакете министерство собирается предусмотреть четкое разграничение приоритетности стандартов и нормативно-технических документов, а также механизм оперативной актуализации с учетом появления новых технологий.
В частности, внедряются принципы FIDIC и осуществляется переход на ЕРСМ-контракты. Так, по принципу ЕРСМ контракта одним исполнителем осуществляется полный жизненный цикл проекта. При этом исполнитель берет на себя обязательства по всем рискам реализации проекта.
Кроме того, заключается единый договор с Национальным центром качества дорожных активов по экспертизе качества дорог местной сети. Это позволит повысить качество используемых материалов и дисциплину подрядных организаций с соблюдением технологии строительства на всех автодорожных проектах страны.
В Казахстане разрабатывается и новая система управления эксплуатацией мостов
Проект реализует Дорожный научно-исследовательский институт. Дело в том, что данные о мостах, дорожных развязках и путепроводах через автомобильные и железнодорожные пути в Казахстане до сих пор хранятся в архивах на бумажных носителях. Отсутствие быстрого доступа к информации осложняет работу по планированию и проведению обследования, ремонта, модернизации, реконструкции и строительства стратегических дорожных объектов и, соответственно, представляет угрозу безопасности транспортного движения, жизни и здоровью людей.
Эксперты АО «КаздорНИИ» проанализирован опыт Дании, Финляндии, Германии, Норвегии, ЮАР, Швеции, Швейцарии и Великобритании и приступили к разработке казахстанской Системы управления эксплуатацией мостов.
«Это будет современная информационная система, в которой будут собраны актуальные электронные сведения о сооружениях, в том числе паспортные данные каждого объекта и результаты обследования их текущего состояния. В рамках проекта с помощью дронов будут оцифрованы все мостовые сооружения и путепроводы на автодорогах республиканского значения. Данные будут доступны сотрудникам государственных, проектных и строительных организаций на сайте Единой базы искусственных сооружений», - сообщил главный специалист департамента автомобильных дорог и мостовых сооружений АО «КаздорНИИ» Кайсар Шалкар.
По его словам, создание данной системы позволит пользователям быстро находить необходимые для работы данные о том или ином объекте, а также автоматизировать отчёты и планирование бюджета и работ по содержанию мостов, путепроводов и развязок.
«Такие данные часто нужны дорожникам и госорганам, уполномоченным в сфере транспорта и строительства дорог. В соответствии с заложенным по проекту сроком эксплуатации и данными обследования сооружений, система сама будет подсказывать, когда нужно проводить регламентные и оперативные работы, сколько еще возможно эксплуатировать конкретный мост и через какой период времени потребуется его реконструкция или снос», добавил К.Шалкар.
Как показал мировой опыт, своевременная и регулярная диагностика, контроль и анализ позволяют на ранних этапах выявлять и устранять дефекты, которые рано или поздно приводят к износу или авариям, что, в свою очередь, способствует заметному снижению затрат на содержание мостов и прочих объектов.