Казахстанская нефтяная столица прославилась своими экологическими проблемами. Однако, впоследний месяц вопрос экологии в Атырау перешёл в разряд критических. Ulysmedia.kzрассказывал о санкционированном митинге, на котором жители областного центра говорили, что им нечем дышать и потребовали признать свой населённый пункт зоной экологического бедствия.
Атырауская катастрофа
Прежде всего, воздух в Атырау страдает из-за предприятий, расположенных в городской черте. Активисты доказывают, что аварии на нефтеперерабатывающем заводе и KPIрегулярно становятся источниками выбросов. Немало проблем приносит и ставшая знаменитой на всю страну Тухлая балка. Совсем недавно рядом с городом обнаружили «нефтяное озеро», которое тоже травит природу.
Признание той или иной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, если верить закону, должно повлечь за собой немедленное определение причин сложившейся обстановки и разработку неотложных мер по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия. А люди, живущие в этой зоне, по закону имеют право на компенсацию.
Что делать?
Однако, признать ту или иную территорию зоной экологического бедствия не так-то просто. Процесс сложный и бюрократический: сначала нужно создать рабочую группу, она проведёт исследования, его проверят в несколькихминистерствах и только потом вопрос начнут обсуждать в Астане. Сколько это займет времени — непонятно, но без этой процедуры о признании бедственного состояния экологии региона, даже речи быть не может.
- Исследование проводится на предмет деградации элементов экосистем природы, а также с точки зрения воздействия на здоровье, смертность, заболеваемость и так далее. На основе этого исследования можно делатьвыводы. Зона объявляется либо зоной экологического бедствия, либо зоной чрезвычайной экологической ситуации, - объяснила министр экологии ЗульфияСулейменова.
Минэкологии – это вам не минсоцзащиты
Но инициировать этот процесс министр не может, так как за вопросом о признании "экологического бедствия" в том или ином населённом пункте предполагает социальные выплаты. А это, по версии Сулейменовой, говорит о том, что экологические проблемы Атырау полностью ложаться на плечи акимата.
- Министерство экологии занимается охраной окружающей среды. Вопросы объявления зоны экологической бедствия подразумевает социальные выплаты. Будет правильнее, если это инициирует акимат. Министерство экологии провозит экспертизу этого документа. Мы же не можем проводить экспертизу своего собственного документа, - оправдала своё бездействие министр Сулейменова.
Напомним, 10 апреля на митинге в Атырау люди требовали провести исследования по влиянию нефтегазового сектора на здоровье местного населения. Прошёл почти месяц, но местная администрация молчит, как и департамент экологии, сотрудники которого пока не дали ни одного комментария. К слову, без внимания официальных экологов осталась и апрельская ситуация, когда из-за ядовитого смога в городе отменили занятия в школах.
Редакция Ulysmedia.kz продолжает следить заэкологической ситуацией в Атырау, где наличие диоксида в воздухе иногда превышает предельно допустимые нормы в сотни раз.
Атырау, дыши: почему экоактивисты на митинге не рассказали о своём визите на АНПЗ – читайте здесь.