До 2030 года комплексное развитие секторов креативных индустрий и IT в г.Алматы позволят преобразовать отрасль в экономически значимую с доведением вклада креативных индустрий до 5%в ВРП г. Алматы и увеличением экспорта услуг креативных индустрий до 500 млн. долл. США. И немалую роль в развитии креативных индустрий в Казахстане играет ремесленничество, традиционный вид искусства для нашего народа. О том, как он развивается сейчас в стране, в том числе в Алматы, рассказала Айжан Беккулова, председатель Союза ремесленников Казахстана.
- Общеизвестно, что Алматы, это по-настоящему творческий город, культурный центр, - говорит Айжан Беккулова. - Исторически так сложилось, что театры, кинотеатры, издания, галереи, музеи, учебные заведения, которые готовят людей творческих специальностей, в основном сконцентрированы в Алматы. Город всегда был лакомым местом для проживания, сюда стремилась вся активная молодежь, правдами и неправдами оставались, и это дало импульс для развития.
Здесь публика доброжелательная, активная. Я люблю проводить выставки в Алматы, потому что на них приходят люди не формально, а для того, чтобы что-то посмотреть, пообщаться друг с другом. Поэтому часто на выставках люди не просто пробегают и смотрят что-то, они остаются, дискутируют, у них идет общение, то есть культурные моменты есть. Плюс здесь есть несколько неформальных объединений, которые объединяют людей творческих профессий, неравнодушных, с передовым мышлением. И это то, что делает Алматы привлекательным и по-настоящему культурным центром.
Ну а креативные индустрии – это логическое продолжение того, что есть здесь база. Когда акимат Алматы года два назад приглашал одного куратора по креативным индустриям из России, он тогда сказал очень интересную, мудрую мысль, которую я часто цитирую. Потому что мне кажется, что он абсолютно правильно сказал. Что любая креативная индустрия будет более успешной, узнаваемой и устойчивой, если регион начнет опираться и начнет с создания центров по декоративно-прикладному искусству. Потому что народное творчество дает базу, пищу, толчок для развития всей креативной индустрии. И зная народное творчество, глубоко его изучая, имея представление о философии каких-то вещей, о концептуальных моментах, о традициях, более глубокие знания, можно развивать креативные индустрии достаточно интересно.
- Что способствует развитию ремесел в Казахстане?
- Ремесленничеством я занимаюсь более 30 лет, и для меня это близкая тема. И кажется, что вроде все знаешь. Но каждый раз выясняются какие-то нюансы, и в этом есть прелесть. Когда мы изучали ремесленничество, то провели анализ, и я была просто в ужасе, что Казахстан из всех центральноазиатских республик был на самом последнем месте после развала Союза. Это было связано и с государственной политикой, и с огромной территорией нашей страны. Много было причин. И так получилось, что Казахстан был не на самом первом месте по развитию ремесленничества. Это одна из причин, почему я пришла именно в этот сектор. Ведь я сама художник по образованию, занимаюсь художественным текстилем, и могу назвать себя достаточно успешным художником. Мне интересно заниматься, не хватает времени заниматься собственным творчеством. Много времени уделяю развитию ремесла.
Мы все время смотрим на соседние страны и учимся у них. Казахстан сейчас не в худшей ситуации, в связи с тем, что мы проводим большое количество тренингов, вывозим людей за рубеж, обучаем их абсолютно разным сферам. Это и экономическое образование, и дизайнерские моменты, и участие в международных выставках, поездки по международным фестивалям, посещение лучших музеев мира, мастерских, тур по странам мира вместе с ремесленниками. То есть это целый комплекс, который дает рост качества ремесленной продукции, ассортимент. Очень много дал в этом направлении наш конкурс «Щебер», который мы 11 лет проводили. Здесь мы задали с самого начала высокую планку критерия отбора. Конкурс помог многим нашим мастерам подняться на пару ступенек выше, увидеть значительно больше, понять чисто технологически что-то, потому что мы еще и консультировали мастеров, помогали им расширить ассортимент своей продукции, изучить глубже историю того или иного изделия. Конкурс также помог привлечь внимание молодежи. И это радует, что молодежь идет в ремесло. Они видят какую-то перспективу для своего развития.
Хочется поделиться несколькими идеями, которые помогают нашим мастерам. Недавно мы выезжали с несколькими нашими мастерами, больше 10 человек от Казахстана - 5 мастеров, 5 дизайнеров, в Хиву. Вместе с узбекскими мастерами и дизайнерами по проекту Британского Совета «Акселерация ремесленничества» мы попытались создать какую-то сувенирную продукцию не в самом высоком ценовом диапазоне. Так пытаемся стимулировать творческие процессы у наших мастеров, чтобы они создали какую-то новую уникальную линейку сувенирной продукции. Вы знаете, у нас большая проблема с сувениркой, к сожалению. Я сейчас общаюсь с нашими мастерами, и они не совсем поняли задачу, потому что как у традиционников у них больше мышление в сторону традиций. И им сложно придумать что-то такое, выйти за рамки. Так вот поездка именно в Хиву, когда они оторваны от дома, когда у них не стоят какие-то экономические вопросы, и они могут полностью погрузиться в творческий процесс, дает как раз возможность посмотреть на свое творчество немножко под другим углом.
Еще один проект, который мы проводим с Фондом Евразия - это «Онлайн-база декоративно-прикладного искусства. Создание базы по орнаментам». Хочу похвастаться, это на самом деле очень интересный проект, который позволяет нам собрать очень много материала по декоративно-прикладному искусству. Мы объехали 6 или 7 музеев нашей республики, собрали очень много интересного материала, сейчас его обрабатываем. Большой материал. Мы взяли интервью у наших мастеров, у людей, которые имеют в своей пассивной памяти какую-то информацию по старым приемам. И это все мы выложим в апреле, в открытом доступе для широкой публики, сделаем презентацию публичную. Это будет реальная помощь для ремесленников, они смогут использовать оцифрованные орнаменты, что расширит их возможности уже на этапе эскиза и упростит работу. Ну и повысит их грамотность, осведомленность.
- Какое число мастеров-ремесленников в Алматы?
- В марте, к примеру, мы провели долгожданное собрание со своими учредителями и только за один день приняли 24 новых члена Союза ремесленников. Это достаточно серьезное вливание в наши ряды. По Алматы могу сказать, что когда-то я проводила ярмарки общегородские, то тогда мы достаточно легко собирали до 200 человек на одной площадке. Многие высказывали пожелание, чтобы их тоже привлекали. Очень сложно сделать учет конкретного количества ремесленников. Думаю, в Алматы и области около 300-400 мастеров.
В прошлом году город Тараз подал во Всемирный ремесленный совет заявку на статус «Всемирный город ремесла». Я была членом экспертной комиссии в этом Совете, присудили ему это звание в области войлока и обработки шерсти. Но Таразу дали это звание с условием, что через 2 года он улучшит состояние ремесленничества. Мы дали ряд рекомендаций этому городу. Получение этого статуса налагает серьезные обязательства на администрацию Тараза. И если город не будет принимать серьезные меры по улучшению ситуации и развитию ремесла, то звание могут отозвать.
После долгих дискуссий, наконец-то, город Алматы тоже подал заявку, она еще не прошла отборочного момента, но буквально в апреле ремесленный совет назначит даты, когда они приедут в Алматы и проверят, соответствует ли город этому статусу. Из всех городов Казахстана Алматы, на мой взгляд, больше всех соответствует этому статусу. Я очень надеюсь, что, когда мы примем комиссию, решение будет позитивным. Потому что в Алматы не только проживает самое большое количество мастеров, но это одни из лучших, титулованных. Не нужно забывать, что в южной столице существует большое количество музеев, проходит немало выставок, у нас есть несколько учебных заведений, которые готовят специалистов, и это все в купе дает серьезный подход со стороны ремесленников.
- Можно ли сказать, что у Алматы есть какая-то специализация в сфере ремесленничества?
- Если у Тараза, хотя он подавал на общие ремесла, но, тем не менее, ему сделали упор на войлок и шерсть, но это не исключает других ремесел. То про Алматы очень сложно сделать какую-то специализацию. Когда я готовила заявку во Всемирный ремесленный совет, то насчитала не менее 30-40 человек, кто занимается музыкальными инструментами, примерно столько же ювелиров, не менее 40 занимаются современным войлоком. То есть у города нет какой-то специализации, есть и вышивка, золотое шитье, работа с кожей, резьба по дереву, ткачество, традиционный войлок, современный войлок в одежде.
- Проявляет ли молодежь интерес к ремесленничеству?
- Если мы не будем привлекать молодежь, то у нас быстро иссякнет резерв из наших мэтров. Поэтому Союз ремесленников Казахстана уделяет большое внимание привлечению молодых в Союз, их стимулированию в развитии, мы проводим много тренингов, в прошлом году провели тренинг по ювелирке с участием нашего известного мастера из Туркестана Калмырза Тасов. Мы также трижды приглашали немецкую ювелиршу Мартину Демф. Дважды проводил тренинг Илья Казаков, наш казахстанский мэтр. Это все делалось для развития молодых ребят. Плюс у нас в Союзе есть особая медаль, которую присуждают сами мастера - «Жалын» («Пламя»), чтобы молодежь не успокаивалась, горела. В прошлом году ее получил Дулат Ашимов, до него призерами были Мереке Айдарша, Илья Казаков. Это достойная награда. Плюс ежегодно мы подаем заявки наших молодых талантливых мастеров на премию «Дарын». К сожалению, у этой премии ограниченный возрастной ресурс - до 28-29 лет. А чтобы мастер был более значимый, надо брать чуть более зрелый возраст. Поэтому государству нужно пересмотреть возрастной ценз, потому что достойные ребята лишаются возможности претендовать на государственные премии.
Также мы часто вывозим молодых ребят за рубеж, чтобы они учились у своих коллег. У нас есть в Союзе ремесленников молодежная секция, мы вместе выезжаем в горы, устраиваем корпоративы, это все стимулирует и дает возможность объединяться. И есть еще один механизм по привлечению молодежи. По видеороликам, которые мы создавали, каталогам я прошу молодежь помогать с их оформлением, все-таки они более продвинуты. Наши ребята уже сами проводят тренинги. Несмотря на их возраст, они обладают достаточной экспертизой. Это наше настоящее будущее.
Мы проводим много тренингов по онлайн-торговле. В частности, со швейцарской фирмой проводили тренинги по е-коммерц, обучаем их умению продавать через соцсети, через банки, пытаемся вывести наших мастеров на различные маркет плейсы.
Наш Союз проводит и достаточно много фестивалей, где есть торговые площадки у мастеров с возможностью получить обратную связь с покупателями. Стараемся создать свою площадку, Союза, хотели бы, чтобы в городе был создан Центр ремесленников, с торговой площадкой, с выставочным залом. Просто это необходимо показывать тем же жителям города, я уже не говорю про многочисленных туристов.
С февраля этого года мы запустили новый проект вместе с Центром народной жизни и культуры из Америки. Также с ЮСАИДом реализуем проект «ЛукБук», то есть мы делаем каталог, идет отбор кандидатов, женщин Центральной Азии, пять стран, из каждой страны по 10 активных женщин с качественной продукцией. Мы поможем им также сделать свою рекламную продукцию. Этот каталог будет размещен на торговой площадке ЮСАИД, что даст им возможность реализовывать свою продукцию, выходить на международный рынок.
- Какие есть еще возможности для развития ремесленничества в стране?
- Я считаю, что у государства есть очень много механизмов, возможностей по-настоящему вывести нас на серьезный международный уровень. Прежде всего, нужно создать Музей декоративно-прикладного искусства. Это не панацея, но это один из первых нужных шагов. Потому что люди должны где-то учиться, видеть, чем отличается Западный Казахстан от Восточного, в чем разница между севером и югом страны - по стилистике, по орнаментам, по цветовому подходу, по техникам, по приемам. Для этого нужен музей, а не так, один зал, который присутствует в разных наших музеях. Нужен музей, где мы могли бы получить полную картинку по всему Казахстану. Это первое.
Второе – нужно во всех областных центрах создавать реальные работающие центры по поддержке ремесленничества. Ну и в Алматы это должен быть действующий центр, в шаговой доступности к туристам. То есть не где-то на отшибе, а именно в городе. И для такого города, как Алматы, таких центров должно быть несколько. И, может быть, должна быть какая-то специализация – один по войлоку, другой по ювелирке, то есть точно так же, как в маленьком городе Риштан, где количество жителей около полумиллиона человек, и там работают 9 ремесленных центров, связанных с керамикой.
В-третьих, государству нужно выделять субсидии, принимать государственную программу по развитию ремесел, давать какие-то приоритеты. Это должно быть комплексное решение со стороны многих министерств. Это и Министерство иностранных дел – оказание помощи, когда наши мастера выезжают за рубеж. Это и Министерство образования - должны быть созданы специальные программы обучения детей в школах ремесла и знакомства. Это должно быть и Министерство по труду, потому что мы должны получить специальные ОКЭДы для ремесленников, а не приравнивать их к общему сектору малого и среднего бизнеса. Все-таки у ремесла есть своя специфика.
Есть много международных примеров, что государство делало для развития ремесла. И яркий пример – это Узбекистан, где идет развитие семимильными шагами. Недавно у нас было совещание у Казахтуризма с вице-министром культуры. И я там пожелала, чтобы наши чиновники, наша администрация создала серьезную группу, куда пригласили бы и НПП «Атамекен», и Министерство культуры, и администрацию областных центров, чтобы они устроили STUDY-тур, скажем, по Узбекистану, чтобы наши люди увидели, как взаимосвязаны туризм вместе с ремесленничеством, и что дает государству такая кооперация. Мы не можем финансово их поддержать, но мы можем организовать этот Study-тур.
- Что Вы хотели бы пожелать молодому поколения в вашем ремесле?
- Я считаю, что за ремеслом, за ручной работой – будущее, потому что изделия, которые делаются с любовью, - будущее, они несут особое тепло. Здесь ты не зависишь от многих факторов, можешь погрузиться в свое творчество, при этом достаточно успешно развиваться, как говорится, нет пределов совершенства. И, мне кажется, Казахстан, как и многие страны, интересен, прежде всего, своими культурными ценностями. И если это понимать, то для ремесленников всегда есть чем заниматься, всегда есть, куда стремиться, куда расти. Поэтому, молодежь, идите в сектор ремесел, не считайте это занудным. Это только в вашем уме.
Я уже более 30 лет работаю в этом секторе, и прохожу обучение каждую неделю, а то и чаще, потому что все постоянно развивается. И когда ты смотришь чужие работы, то находишь для себя новые идеи, развиваешь их. Поездки по Казахстану, по миру, музеи, изучение собственной культуры дает богатейший материал. Ну а если вы хотите обучаться, то обращайтесь в наш Союз. Многие мастера с готовностью примут вас в качестве своих учеников, передадут вам свои знания. Если у Вас серьезные намерения, мы готовы Вас обучать.