Марат Абиев занимался поставкой запрещённых нефтепродуктов — СМИ

Елбол Каримов

Журналист Михаил Козачков рассказал, в чём подозревается глава проекта ТDFA (Архитекторы будущего) Марат Абиев. Об этом передаёт Ulysmedia.kz

Коллаж Ulysmedia.kz

Козачков напомнил, что Абиев был задержан в конце прошлого года по подозрению в распространении заведомо ложных сведений. Тогда бизнесмен организовал митинг в Астане в день инаугурации президента Касым-Жомарта Токаева.

Теперь выяснилось, что у органов к нему есть претензии "экономического характера". В отношении Абиева возбудили новое уголовное дело.

Козачков сообщает, что Абиев является одним из организаторов бизнеса в сфере переработки нефтепродуктов.

"Связанное с ним ТОО Alpina Export занималось обычным, по большому счету, делом – передавало нефть для дальнейшей переработки на завод ТОО "Вернал Ойл", расположенный в Актюбинской области. Там из сырья делали разные продукты, чтобы в дальнейшем продавать как на внутреннем рынке, так и за рубеж. Особенно хорошо шел дизель.

Но есть нюанс: у завода «Вернал Ойл» нет технической возможности выпускать дизельное топливо класса К5, там могут сварить лишь солярку класса К2 и К3. Но именно эти продукты запрещены на территории Казахстана в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза", — написал журналист.

Козачков добавил, что запрет на использование дизельного топлива К2 и К3 действует с 1 января 2018 года, так как в этом топливе много серы.

При этом Абиев и его партнеры начали поставлять сырье на "Вернал Ойл" с марта 2018 года, когда выпускать дизель класса К2 и К3 уже было запрещено.

"Чтобы ни у кого не возникало вопросов, продукт выходил с завода под паспортом "Фракции газойлевой прямогонной". То есть вроде не дизельное топливо, а просто как бы одна из частей нефти – ее оттуда вынули и продали. Особых различий между выпуском дизельного топлива и фракции газойлевой прямогонной (ФГП) нет.

Проще говоря, рецепт один, на выходе получается схожий товар, но названия у него разные. И по документам получалось, что "Вернал Ойл" производит и отгружает ФГП, хотя по факту это могло быть дизельное топливо К2", — заявил Козачков.

Журналист уточнил, что по предварительным расчетам, компаниям удалось продать товар более чем на 11 миллиардов тенге, чуть больше половины ушло за рубеж. И так продолжалось вплоть до конца марта.

При проведении экспертизы последней партии, прошедшей таможню этой весной, дано заключение, что под видом фракции газойлевой прямогонной за границу уходил дизель класса К2.

Помимо Марата Абиева, под подозрение в совершении контрабанды и махинациях с нефтью попали Евгений Гребнев, Антон Новицкий, Жанибек Дарибаев, Аманая Махметов и Серик Кенесбайулы. Им также вменяют создание организованной преступной группы и участие в ней.