Недавно вице-министр юстиции Ботагоз Жакселекова ответила на критику депутата мажилиса Ермурата Бапи о том, что правительство намеренно затягивает разработку законопроекта по возврату незаконно выведенных за рубеж активов. Она пообещала, что уже в ближайшее время законопроект будет размещен на портале открытых НПА и у общественности появится возможность не только прочитать проект, но прокомментировать его.
- Вопрос достаточно комплексный и требует определённого времени, - считает Жакселекова.
Напомним, создать комиссию по возврату капиталов из-за рубежа президент Токаев поручил ещё в прошлом году. Журналист Ulysmedia.kz разбирался, почему до сих пор речь идёт только о законопроекте и как можно ускорить возврат похищенного.
Начать стоит с недавнего заявления в СМИ экономиста и члена Президентского молодёжного кадрового корпуса Ануара Нуртазина.
- Понадобится не меньше века, чтобы вернуть все незаконно вывезенные из Казахстана активы.
Что это – прогноз, сарказм или простая констатация факта? А может быть нас уже готовят к тому, что ни мы, ни наши внуки и правнуки уже не дождутся возвращения награбленного народа, и пора с этой мыслью смириться?
Только суммы
По заявлению Генпрокуратуры, в страну уже вернули около 755 млрд тенге, это чуть менее 2 млрд долларов. А по разным оценкам, за годы независимости за границу было выведено от 165 до 450 миллиардов долларов. То есть на родину вернулась в среднем пока лишь 1/150-ая часть похищенного. А если что - это суммы 10-12-летних годовых бюджетов Казахстана.
Для возращённого капитала в Казахстане хотят создать специальный государственный фонд.
- Оттуда они будут распределяться на социальные проекты, возможно, на создание высокотехнологических производств. Пока есть такое предложение, – отметил официальный представитель Комиссии по возврату активов Зеин Алипбек.
Как бы то ни было, за 15 месяцев в стране так и не удосужились даже разработать законопроект.
Что делать?
С образованием фонда «Казакстан халкына» («Казахстан народу») многие банки, предприятия, компании, отдельные лица чуть ли не в очередь выстраивались, чтобы засвидетельствовать своё почтение «новой власти» в виде денежных отчислений. Напрягали даже госслужащих по перечислению своей однодневной заработной платы, заставляя подписывать бумагу о добровольности этих взносов. С одной стороны, хорошо, что фонд наполняется не бюджетными средствами. Правда, уже не слышно не то что о крупных, а об вообще о каких-то отчислениях в этот фонд.
А можно ли без команды сверху увеличить капитализацию фонда? Например, создать отдельную межведомственную следственную бригаду, занимающуюся исключительно вопросами отмывания и утечки денег внутри страны и за рубежом, состоящую из сотрудников генпрокуратуры¸ МВД, Минюста, АРРФР. Пусть это будут 30-40 человек, которые выросли в наших реалиях, но репутацию не запятнали. Бригаде следует выделить отдельно стоящее здание, сотрудникам – по возможности решить социально-бытовые проблемы, зарплату положить в размере тройного оклада от ставки предыдущей работы. Во внутренний приказ работы бригады внести пункт о выплате премий и надбавок на всех в размере 0,5 процента от каждой суммы найденных денег.
Вновь созданная группа должна напрямую подчиняться президенту РК и иметь особый статус неприкосновенности.
Также бригада должна заняться вопросами законности приобретения внутренних и внешних активов, включающих движимое и недвижимое имущество, акции, записанные, как правило, на членов главной семьи и дальних родственников, а то и просто водителей или любовниц. Полагаю, 80-летней теще конечного, но по бумагам не проходящего бенефициара, будет трудно доказать, каким образом она владеет 100-процентной долей в том или ином заводе и как давно она в последний раз ездила на Порше.
Наладить сотрудничество с международными группами, занимающимися аналогичными расследованиями. В помощь по офшорам для первых шагов работы – до конца незавершенный «Казахгейт», «Панамское досье» и другие в открытом доступе материалы. Остается только подвести грамотную юридическую базу с судебной перспективой.
Руководство бригады должно состоять из трех человек, ранее никогда не пересекавшихся и не работавших вместе. Ввести в работу подразделения с особыми полномочиями экономистов, юристов-международников, общественных деятелей. Последних можно выбрать через голосование в соцсетях.
Кому доверить
Для начала предлагаем рассмотреть кандидатуры зарекомендовавших себя юриста Евгения Жовтиса (опыт работы в фонде «Бота» после возвращения в страну 84 млн долларов и прогремевшего на весь мир «Казахгейта»), юриста Сергея Злотникова (в свое время руководившего «Транспэренси Казахстан»), юриста Джохара Утебекова, экономистов Айдара Алибаева, Айдархана Кусаинова. Полагаю, все они достойно справятся с работой, и главное – не будут отщипывать от возвращаемых украденных финансов.
Для должности советника-консультанта предлагаю обратиться к Ангеле Меркель, имеющей неоспоримый авторитет в мире и отказавшейся недавно от консультативной должности в ООН. Её связи, твердая позиция помогут ускорить расследование и помочь в преодолении бюрократических, судебных и иных препон в деле возвращения из-за рубежа украденного народного богатства.
Технические вопросы функционирования следственной бригады должны оговариваться отдельно.
Через полгода после начала деятельности бригаде необходимо раз в месяц публиковать отчёт о проделанной работе (за исключением моментов, представляющих государственную тайну).
Уверены, что работа межведомственной группы, не обременённой связями, родством с потенциальными фигурантами будущих расследований, поможет вернуть в страну суммы, сопоставимые с пятилетним бюджетом или приближенной к ВВП Казахстана.
Иные моменты работы бригада оговариваются и прописываются отдельно.
И главное: это не экспроприация. Это возврат награбленного и наворованного у народа и государства.
На первый взгляд, идея может показаться несколько утопичной. Но ведь надо же когда-то и с чего-то начинать. Не всё же время перекладывать проблему на плечи народа в виде повышения цен, тарифов, налогов, услуг, несопоставимых с условиями социального прожития.
Справка
По данным комитета госдоходов Минфина РК, сегодня около 30 тысяч наших чиновников скрывают свои активы за рубежом. И это еще одно поле творческой, увлекательной, а главное необходимой народу деятельности.
Автор: Алмат Азади