Зачем Казахстану членство в ЕАЭС в условиях постоянного роста цен

Тимур Ниталиев

Министр торговли и интеграции Серик Жумангарин в интервью Ulysmedia.kz ответил, зачем Казахстану членство в ЕАЭС в условиях постоянного роста цен, передает Ulysmedia.kz.

Иллюстративное фото

Растут цены на ГСМ. Экономисты доказывают, что стоимость солярки и бензина обязательно взвинтит цены на всё остальное. Что об этом думает министр?

«У нас нет выхода, поэтому в кратчайшие сроки урегулируем некоторые проблемы. С ГСМ проблема в чём? Наше производство достигло прогресса, а соседи им воспользовались», - сказал он.

Может быть их наказать бы стоило, а не своих граждан?

«Мы в Евразийском экономическом союзе. Мы не можем закрыть рынок», - уточнил министр.

Почему мы не можем выйти из этого союза?

- Это вопрос сложной политики. Сегодня не будем об этом говорить. У Союза много преимуществ. Рынок 160 млн человек. Конечно, если мы сможем использовать его правильно. Всего в Казахстане проживают 20 млн человек, из них только половина - экономически активные граждане.

Если мы не можем охватить 20 млн человек, зачем нам 160 млн?

- Это не проблема на всю жизнь – она временная. В перспективе экономическая ситуация в Казахстане должна улучшиться, и мы сможем обеспечить. Это решаемая проблема. Общее влияние подорожания ГСМ на продукты питания будет невелико. Потому что крестьянам мы выделили дизельное топливо по прежним ценам. Цена на сахар, как я уже говорил, вырастет на 2,5 процента, на подсолнечное масло - всего на 2 процента. Большинство производителей не работают на дизельном топливе, поэтому цена ГСМ не будет фактором, влияющим на другие виды бизнеса с точки зрения транспортировки. Его мультиликативный эффект трудно вычислить. Хотя прошло полмесяца с тех пор, как мы поднялись, мы еще не почувствовали никакого эффекта. Посмотрим, что будет в следующем месяце. Тарифы на коммунальные услуги вырастут. В прошлом году мы видели Экибастуз, Темиртау, Риддер. За счёт государственных средств невозможно всё закрыть. Поэтому надо поднимать тарифы. Конечно, уязвимым группам будет сложно, однако, им нужно помогать через социальный кошелёк. Это все проблемы, которые нужно решить.

Какую пользу нам принёс ЕАЭС за пять лет?

- Это очень короткий срок. Появится ли польза завтра или нет - зависит от нас самих. Можем ли мы воспользоваться этим большим рынком или нет? Мне, кажется, у Союза есть будущее, как и у любого другого союза. Надо договариваться и спорить. В этом году через Россию прошло около одного млн тонн пшеницы. Наша нефть тоже проходит. Как было бы без союза? Куда бы мы пошли? Люди думают об этом или нет? Наши бизнесмены везут товар в Россию, получают сырье из России. Все это торговля.

На нас влияют антироссийские санкции?

- Конечно. Но это тоже приносит нам пользу. Некоторые из компаний, покинувших Россию, переехали в нашу страну. Инвестируют в нас.

Тогда почему в России, которая воюет и задыхается от санкций, цены на продукты ниже, чем в Казахстане?

- Россия готовилась противостоять санкциям еще с 2014 года. Крестьянам дали получили дешёвые кредиты и провели аграрную индустриализацию. В результате страна полностью закрыла свои потребности в сахаре, молоке, свекле и фруктах. Мы тоже начали это делать у себя в этом году.

В большом интервью министр торговли и интеграции ответил на многие вопросы, которые волнуют рядовых казахстанцев.