Как в Алматы прошла не разрешённая властями траурная акция в память жертв политических репрессий

Гумарова Асем

31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий. Сегодня в честь этой даты в Алматы собирались провести траурный марш, и, хотя власти акцию не разрешили, а прокуратура предупредила, что собираться не стоит, горожане пришли на митинг.

Фото Ulysmedia

Стоит заметить, что здесь 31 мая традиционно много людей. В Казахстане трудно найти семью, в которой нет имён, попавших в сталинские жернова – кого-то расстреляли, кого-то отправили в лагерь, кто-то умер от голода. Их потомки считают своим долгом почтить память и возложить цветы к обелиску.

Сегодня с утра в соцсети появились сообщения о том, что активистов движения "Комитет 31 мамыр", которые и призывали алматинцев принять участие в шествии, заблокировали на выходе из домов, именно по этой причине, они сами в акции принять участие не могут. Это подтвердил и её организатор - Нурлан Амрекулов. Он в парке появился только в полдень.


Полицейские наряды и автозаки прибыли на место задолго до начала несанкционированного шествия.

Тем не менее, уже к 11-ти утра у обелиска собралась группа активных алматинцев. Среди них члены незарегистрированной Демократической партии Казахстана (Инга Иманбай, Аружан Дуйсебаева), активист Альнур Ильяшев, правозащитник Галым Агелеуов, кантаровец Берик Абишев и другие неравнодушные граждане. Выяснилось, что многие не знали о том, что здесь планируется митинг, пришли возложить цветы, как делают это каждый год.

"Кремлевское ядро"

Нурлан Амрекулов, выступая перед всеми присутствующими, сравнил голод 1931-1933 годов на территории Казахстана с Холокостом и заявил, что мы должны иметь свою интерпретацию истории тех времен, а не российскую.

    - Нет такой казахской семьи, которую не затронула эта трагедия. 70 % погибло. Такого в истории Холокоста не было. Мы до сих пор боимся сказать "голодомор", а это был настоящий геноцид. Мы сейчас находимся в орбите кремлёвского атома, ядра – а мы должны стать самостоятельным атомом, создать своё духовное ядро, которое объединит Казахстан, — сказал Амрекулов.

Инга Иманбай и Альнур Ильяшев заявили о том, что политические репрессии все ещё существуют в Казахстане.

Инга Иманбай - супруга Жанболата Мамая, которого приговорили к 6 годам условного заключения. Активист Альнур Ильяшев получил условный срок на 3 года после критики партии Nur Otan.

Он сообщил, что сам потомок политзаключенных.

    – Это дань памяти моего прадеда, который в 1937 году был расстрелян. Пробабушка провела 8 лет в АЛЖИРе, а их детей отправили в детдома. Я тоже был политзаключенным. Вот такая связь времён. Слава богу, нас не расстреливают, как в те времена, но всё равно бывают ситуации, например, когда Арона Атабека выпустили, чтобы он уже на воле умер. Дулат Агадил тоже при странных обстоятельствах скончался.

Молодёжь, собравшаяся у памятника жертв голода и репрессий.

Корреспондент Ulysmedia.kz поговорила со студентом по имени Ислам - он не знал об акции, просто проходил мимо, но решил остаться в парке. Молодой человек считает, что Казахстан пока не может признать голод 30-х геноцидом из-за геополитических вопросов.

   - Я думаю, что страна боится сильно поднимать эту тему, потому это может испортить отношения с некоторыми людьми. Украина уже оборвала все связи с Россией, а Казахстан себе не может пока такого себе позволить.

Через два часа собравшиеся начали расходиться, акция завершилась чтением Корана и возложением цветов к обелиску.