Наручники, спецназ, «скорая» и приговор: чем закончился суд по захвату аэропорта Алматы

Тимур Ниталиев

В Алматы завершился судебный процесс по делу о захвате международного аэропорта во время январских беспорядков 2022 года, передает Ulysmedia.kz.

Коллаж

Суд признал журналистку Айгерим Тлеужан виновной и приговорил к четырём годам лишения свободы. Активист Калас Нурпеисов получил 8 лет тюрьмы.

Нурлану Далибаеву также дали 8 лет заключения. Ермухамета Шилибаева и Жан-Айдара Карменова тоже приговорили к восьми годам лишения свободы.

Оглашение приговора было назначено на 15.00, но у здания суда с самого утра собирались родственники, друзья, соратники и просто неравнодушные активисты, чтобы поддержать подсудимых.

Несмотря на изнуряющую жару, а в полдень температура воздуха достигла 33 градусов по Цельсию, людей становилось все больше. Уже к обеду насчитывалось более 50 человек.

Многие принесли плакаты с призывами освободить обвиняемых. Можно отметить, что настрой у людей был боевой и оптимистичный.

Все они уверены в невиновности подсудимых и неустанно повторяют: «Активисты – не террористы!». К слову, всячески отрицают вину и сами обвиняемые.

Тут стоит отметить, что обвиняют людей в актах терроризма и организации массовых беспорядков. Сторона защиты настаивает: подсудимые ни в коем образе не являются террористами.

Сами обвиняемые в ходе судебных заседаний говорили, что приехали в аэропорт Алматы в дни беспорядков, чтобы не допустить прилета российских войск. Погромы и организацию беспорядков отрицают.

Я готова сидеть!

Такое заявление сделала присутствующим обвиняемая Айгерим Тлеужан. Она единственная из подсудимых, кто не находился под арестом в СИЗО.

Она заявила, что не признает свою вину, однако готова сидеть, так как она не собирается склонять голову перед кем-то.

"Все 40 свидетелей подтверждают, что у нас в руках не было оружия. Ни огнестрельного, ни простого, даже ножа и дубинки в руках у нас не было. Мы были без масок, не скрывали свои лица, никому не угрожали. Народ у нас уже не тот после январских событий, нас уже не напугать. Я лично сама готова сидеть за свою позицию. Я не собираюсь склонять голову перед кем-то и просить у кого-то прощения. Я прекрасно знаю, что я не нарушала закон", — сказала она.

Бостандық и точка!

Примерно за час до оглашения приговора людей стало еще больше. Все они собрались в толпу и начали скандировать различные лозунги. В основном кричали: «Бостандық!» (свобода). После спели гимн Казахстана и продолжили громко скандировать.

Стоит отметить, что, помимо здания суда, рядом расположен центр обслуживания населения. Посетителям и сотрудникам было любопытно: они выходили и спрашивали, что происходит.

Видимо, в какой-то момент кто-то решил, что ситуация может выйти из-под контроля – на место пригнали несколько отрядов полицейских.

На часах – 14.45. Люди начинаются собираться у входа в здание суда, однако их не пускают. Спустя несколько минут двери все же открылись и нескончаемый поток людей хлынул в зал заседания, явно не рассчитанный на такое количество народа.

Зал поделен на две части. Одна – для наблюдателей, вторая – для стороны защиты, подсудимых, прокурора и представителей СМИ. Журналистов было также много, некоторых перестали пускать в часть зала для СМИ.

В зал буквально пришлось прорываться с боем. Как родственникам подозреваемых, так и журналистам. Внутрь поместились далеко не все. Плюс ко всему, обвиняемых охраняет два конвоя солдат Национальной гвардии.

И все это под крики: «Бостандық!».

Слезы, крики, боль

Примерно на 15 минут позже назначенного судья начал оглашать приговор. Из-за его большого объема была оглашена лишь резолютивная часть. Как уже известно, активисты получили от 4 до 8 лет заключения.

С каждым последующим оглашением (подсудимых – 5 человек) слышать судью становилось все труднее и труднее. Люди кричали и плакали навзрыд, обвиняли судью, желали ему смерти.

«Позор! Позор! Чтобы ты сдох!» - кричали люди.

Последний приговор был зачитан в отношении Жан-Айдара Карменова. К этому моменту судью не было слышно от слова совсем. Он закончил оглашение и поспешил удалиться из зала суда.

В это время безутешные родственники и друзья осужденных пытаются прорвать конвой и попрощаться с ними. Однако солдаты непреклонны. Происходят стычки и драки, в том числе и с полицейскими.

На наших глазах на Айгерим Тлеужан надели наручники в тот момент, когда она давала интервью журналистам. После к ней подошла мать, они обнялись и попрощались. Хотя бы этому солдаты не мешали.

Прошло уже 10 минут, как судья огласил приговор. Конвою надлежит вывести осужденных, но сделать это физически не представляется возможным: народ не собирается расходиться, в зале заседания нет свободного места.

В то же время в коридоре другие активисты ругают полицейских и обвиняют их в предательстве народа. Кому-то из женщин стало плохо, потом еще одной. Обеих вынесли на руках.

Позднее стало известно, что вторая – сестра осужденного Каласа Нурпеисова.

Народ не разгонялся, а подсудимых выводить надо. Было ожидаемо, что в здание суда пригонят бойцов СОБР. Они зашли…Тут даже представить трудно, как у них это вышло. Но огромные мужчины в спецэкипировке сумели протиснуться в зал заседания.

После чего по отработанной на митингах схеме бойцы СОБР отделили группу поддержки от солдат, вывели осужденных из здания суда, погрузили в спецавтомобили и увезли в СИЗО.

Судебный процесс закончился, но осужденные имеют право подать апелляционную жалобу.

Родные и соратники еще долго не расходились, не веря в произошедшее и продолжая ругаться с полицейскими. Кстати, после оглашения приговора их количество на улице увеличилось в разы.

Однако в это время осужденных уже увезли из суда. Проходя в толпе группы поддержки вокруг лишь слезы, крики, боль…