×
443.85
474.3
4.8
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.85
474.3
4.8

Топливная лихорадка: почему в дефиците горючего виновато Минэнерго

03.11.2021, 09:48
Фото: Ulysmedia.kz

С приходом осени Казахстан снова погряз в очередном топливном кризисе. Один за другим о нехватке топлива заявили крупнейшие авиакомпании и международные аэпорты. Ulysmedia.kz рассказывает, какое мнение о сложившейся ситуации имеют эксперты нефтегазовой и финансовой сфер.

Ранее международные аэропорты Алматы, Нур-Султана, Актау заявили о критическом дефиците авиатоплива, которого по заявлениям пресс-служб осталось ни много ни мало – на несколько дней. Под угрозой срыва плановых заправок грузовые, чартерные авиаборты, и даже пассажирские. По данным пресс-служб аэропортов, НПЗ страны, часть из которых прямо в разгар осенней уборочной кампании закрылись на ремонт, не покрывают полностью потребности в ГСМ, а поставки авиатоплива из России остановлены по решению поставщиков. 

В свою очередь на заявление представителей столичного аэропорта касательно сложившейся ситуации по обеспечению авиатопливом аэропорта в минэнерго заявили, что аэропорты и авиакомпании, как коммерческие структуры «должны сами позаботиться» об обеспечении необходимого запаса топлива, а о предстоящих плановых ремонтных работах, все организации были уведомлены еще в начале сентября.

«Аэропорты и авиакомпании должны заблаговременно и самостоятельно прорабатывать вопросы обеспечения авиатопливом, включая поставки необходимого объема импорта. Это является текущей коммерческой деятельностью хозяйствующих субъектов».

Как отметили в ведомстве для решения ситуации по столичному аэропорту приняты следующие меры:

  • В октябре месяце на НПЗ будет выпущено дополнительно 2000 тонн авиатоплива, из которых выделят дополнительный объем для аэропорта г. Нур-Султан.
  • Крупные поставщики оперативно законтрактуют объемы на ноябрь и ускорят отгрузку с НПЗ.
  • Также один из крупных поставщиков поставит дополнительно 700 тонн авиатоплива в аэропорт г. Нур-Султан.

В минэнерго решили, что «аэропортам необходимо приобретать объемы не только у крупных, но и у мелких поставщиков по коммерческим ценам.

«С учетом улучшения ситуации с авиатопливом на российском рынке есть возможность импорта с российских НПЗ. Индикативным балансом предусмотрен импорт из РФ до 300 тыс. тонн, фактически за 9 месяцев он составил всего 55 тыс. тонн».

В конце прошлой недели президент Токаев подверг резкой критике работу ведомств, а также указал на недопустимость сложившейся ситуации на внутреннем рынке.

Министр энергетики Магзум Мирзагалиев, рассказал о срочных мерах, принятых ведомством для восполнения необходимых запасов ГМС. В числе которых перенос ремонта на Атырауском НПЗ перенесен на 2022 год. А также переговоры с минэнерго России, после которых состоялся импорт порядка 150 тыс тонн дизтоплива. По словам Магзума Мирзагалиева, в настоящее время ситуация стабилизируется.

Позже представители аэропорта Нур-Султана рассказали, что критическую ситуацию в этот раз удалось избежать.

При этом, в разгар очередного осеннего кризиса ГСМ, согласно отчету казахстанской биржи KASE АО «КазТрансОйл» нефть в полном объеме поступала на НПЗ. Тогда в чем дело? Почему Казахстан, где добыча нефти в пять раз превышает потребление, кроме того действуют три модернизированных нефтеперерабатывающих завода, а их суммарная мощность превышает потребности внутреннего рынка ежегодно сталкивается с кризисом ГСМ?

Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов считает, что cитуация с авиакеросином в Казахстане, его дефицит, это регулярный, чуть ли не запланированный кризис.

Фото: piv-bank.ru

«Почти каждый год крупные авиакомпании, заламывая руки, кричат, что им нужен авиакеросин. Нередко это носит признаки шантажа, потому что авиакомпании хотят не просто авиакеросин, а еще и дешевле, чем нынешняя цена. Думаю, что следует прислушаться к жалобам авиаперевозчиков и раскрыть схему импорта авиакеросина. Вероятнее всего, авиакомпании закупают топливо у трейдеров, у которых для каждого клиента - своя цена».

Расул Рысмамбетов не исключает, что у трейдеров предусмотрено вознаграждение за лояльность клиентов.

«Мое предложение раскрыть схему закупки - скорее утопия, потому что никто этого делать не будет, во избежание скандала».

Впрочем, эксперт в сфере нефтедобычи Артур Шахназарян мнение финансиста не разделяет. По его мнению, дело совсем не «Казтроансойле».

«Казтрансойл» качают сырую нефть и все. Был кризис с дизелем, после которого пришел приказ заводам полностью переключиться на его выпуск. И вынуждено в момент кризиса пошли на ремонт Павлодорского НПЗ».

По словам эксперта, раз перестали выпускать авиакеросин, то неудивительно, что дело дошло до дефицита. По мнению Артура Шахназаряна, вина в сложившейся ситуации лежит на Минэнерго.

«Виновато Минэнерго. В лихорадке они даже забыли увеличить карту импорта. Есть такой индикативный план производств того или иного топлива. А там была квота на импортный авиакеросин в 900 тыс тонн. Квоты выбрали. А увеличить забыли и получился запрет на ввоз. А сами при этом перестали выпускать у себя! Последующий кризис неудивителен»

Эксперт комментирует, что аэропортам попросту было негде приобрести авиакеросин.

«Если заводы перестали его производить и стали вместо него производить дизель, с которым был ажиотаж. И импортный не купишь так как квота импортная выбрана! Нет слов. Топлива нет ни по сниженным ценам, ни по дорогим»

Артур Шахназарян считает, что для таких случаев должен быть «какой-то госрезерв на случай ЧС», но это лишь «мелкая партия».

«Если был кризис с дизелем и они бросили все силы на его исправление».

В такой ситуации, по мнению эксперта, что Минэнерго должно было экстренно пересмотреть квоты импорта «по индикативному плану». Всего лишь. Чем закончится очередная осенняя ГСМ –лихорадка неизвестно. Пока ситуацию удалось стабилизировать. Надолго ли?

Новости партнеров