1 сентября президент Касым-Жомарт Токаев выступил с очередным посланием народу Казахстана. Помимо прочих предложений, как создание министерства водных ресурсов и ирригации, проведение референдума по строительству АЭС, специальной выплате с 55 лет для работающих на вредном производстве, повышении с 1 января минимальной зарплаты до 85 тысяч тенге (не этот ли спойлер озвучил недавно вице-министра труда и соцзащиты Олжас Ордабаев, когда заявил, что каждый казахстанец при желании может прожить на 85 тысяч тенге в месяц?) и др., глава государства объявил и о воссоздании министерства транспорта.
Ulysmedia.kz решил полистать страницы истории и вспомнить деятельность этого упразднённого когда-то госоргана.
Новое старое министерство
- Доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП в течение ближайших трех лет должна достичь не менее 9 %. Для этого принципиально важно обеспечить эффективную управляемость отраслью. Следует восстановить министерство транспорта, которое также будет заниматься строительством дорожной инфраструктуры, – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Президент считает, что Казахстан должен усилить свои позиции в качестве узлового транзитного хаба в Евразии и стать со временем полноценной транспортно-логистической державой и т.д. Одной из главных задач поставлено строительство автомобильных дорог – одной из самых коррупциогенных сфер в части рисков.
Но министерство транспорта создаётся не на пустом месте, когда в чистом поле забили колышки, поставили палатки и отправили работать. В структуре нынешнего министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) функционирует комитет транспорта, участвующий в выполнении стратегических функций министерства в области транспорта, за исключением воздушного и трубопроводного. Одна из основных задач комитета - программа «Нұрлы жол 2020–2025». Её цели - содействие экономическому росту и повышению уровня жизни населения страны посредством создания эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, развития транзита и транспортных услуг, совершенствования технологической и институциональной среды. В задачи также входят инфраструктурное обеспечение территорий и транспортных связей между ними, содействие привлечению «Большого транзита» и реализации экспортной политики посредством развития эффективной транзитной, экспортной и логистической инфраструктуры, повышение эксплуатационной и экологической безопасности транспортной инфраструктуры.
Помимо комитета транспорта в новое министерство наверняка перейдет АО «НК «Қазавтожол» – национальный оператор по управлению автомобильными дорогами международного и республиканского значения общей протяженностью 25 тыс. километров. Национальный оператор наделен функциями контроля за строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием автомобильных дорог международного и республиканского значения и развития объектов придорожного сервиса вдоль трасс.
До августа 2022 г. в стране работал и «Казахавтодор», но затем в правительстве приняли мудрое решение и объединили его с «КазАвтоЖолом», создав единого автодорожного оператора.
Плохая карма
В общем, планов громадьё, и воплощать их в жизнь призвано вновь создаваемое министерство. Правда, бэкграунд у этого ведомства, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Первым министром транспорта был Нигматжан Исингарин (фев. 1991– июнь 1994 гг.), последним – нынешний аким Астаны Женис Касымбек (март 2014 г.– август 2014 г.).
А вот новому главе министерства транспорта не позавидуешь. Из прежних его коллег – одиннадцати министров, четверо – Серик Буркитбаев, Карим Масимов, Аблай Мырзахметов, Серик Ахметов – или отсидели, или сидят, или готовятся сесть, в криминальном значении. Некоторые из них познакомились с системой правосудия по другим уголовным делам, но объединяет их почему-то это министерство транспорта. Прям как у Михаила Булгакова «нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты».
Остаются ещё вопросы и по Аскару Мамину, в бытность которого министром, КТЖ постоянно сотрясали коррупционные скандалы, шлейф которых будет тянуться ещё очень долго.
Фамилия бывшего премьера звучала и недавно в статье нашего сайта, где мы описывали, как на суде экс-председатель правления компании «Оператора РОП» Медет Кумаргалиев рассказал о 180 млрд тенге, которые, по версии обвинения, он вместе с другими подсудимыми намеревался похитить, и назвал несколько громких в Казахстане имён. Среди них прозвучало и имя Аскара Мамина, шестого министра транспорта и коммуникаций Казахстана.
А в самом комитете транспорта МИИР, среди прочих передряг, признают коррупционные скандалы, в которых оказалась замешана Инспекция транспортного контроля. В ведомстве заявили, что борьба с коррупцией среди транспортных инспекторов многие годы является приоритетной задачей ведомства, так как эта отрасль особенно подвержена коррупционным рискам.
Минусы и плюсы
Предложение Касыма-Жомарта Токаева о создании министерства транспорта может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты. Вот несколько возможных минусов, которые могут быть связаны с этим решением:
На наш взгляд, необходимо тщательно продумать и определить полномочия нового министерства таким образом, чтобы оно имело достаточные полномочия для эффективного выполнения своих функций, но при этом не нарушало равновесие существующих ведомств и структур.
Однако стоит отметить, что каждый из этих аспектов зависит от конкретных организационных и политических условий в стране. Возможно, создание министерства транспорта может быть оправданным и привести к более эффективному управлению транспортной системой, улучшению инфраструктуры и повышению безопасности.
Оптимистичный президент
- Если каждый человек будет ответственным гражданином, у которого слова не расходятся с делом, то в стране восторжествует справедливость, - сказал Токаев, завершая своё послание.
В любом случае решение по новому ведомству принято, и нам остаётся лишь надеяться, что оптимизм президента поддержат члены правительства, а в новом министерстве, согласно планам главы государства, будут трудиться ответственные граждане, коих не постигнет участь их предшественников на таком бюджетообъёмном и полном коррупционных рисков месте.