Блогер Азиза Шужеева высказалась относительно того, как распределяют руководящие должности в Казахстане между женщинами, передает Ulysmedia.kz.
Она напомнила, что была в числе тех, кто продвигал инициативу по 30% квотам в Советах директоров.
«Я знала, что при нашем уровне мышления и непрозрачности бизнеса, обязательно появятся женщины, которые попадут на уровень принятия решений не благодаря своим компетенциям, а благодаря «определенным» отношениям с мужчинами в пиджаках. Да, да, мы все прекрасно знаем, что в нашей стране корпоративное управление часто рассматривается как некий модный аксессуар, а не как способ достижения высокого результата. Отсюда и «мотивация» отдельных «руководителей» поставить в СД не профессиональных женщин, а «лояльных» благодаря «определенным» отношениям», - пишет блогер.
Она также привела в пример опыт Аргентины и Восточной Европы, где были введены квоты для женщин в СД.
«Там "подружки" в СД стали настолько популярными, что даже наступающий кризис и глобальные игроки не могли справиться с ними. Но экономический кризис неумолим, и однажды оказалось, что "подружки" стоят недешево. Усилилась конкуренция среди стран региона, стали активно развиваться соседние страны Чили и Бразилия. В результате в СД компаний Аргентины стали приходить эффективные женщины-управленцы из других стран, начали подтягивать местных профессиональных женщин и процесс трансформации бизнеса сдвинулся с мертвой точки. Появилось очень много успешных компаний, которые возглавляли и сейчас возглавляют женщины», - отметила блогер.
По ее мнению, в Казахстане почти такая же ситуация, что сложилась в Аргентине 15 лет назад.
«В 2020 году Глава государства объявил о вводе 30% квоты для представленности женщин в СД и в Правлении госкомпаний. В прошлом году эти квоты были закреплены в НПА. Но процесс идет не так, как хотелось бы видеть, а очень медленно. В некоторые госкомпании действительно пришли сильные профессиональные женщины и настоящие управленцы (это подведомственные структуру МИДа, университеты Мин Науки и Высшего образования), а в других идет сопротивление. А в некоторых компаниях и гоструктурах, где возглавляют, к сожалению, люди со староказахстанским мышлением, кажется, решили просто устроить "токалочную вечеринку" в Совете директоров. Несмотря на то, что большинство нынешних руководителей декларируют то, что строят «прозрачные», клиентоориентированные компании, применяют ESG и другие современные методы управления, в эти же в СД начали «рассаживать» токалок и «подружек» министров и самих друзей министров и иных руководителей. Ведь зачем нам эффективность, когда можно просто устроить хорошее место для друзей!» - негодует блогер.
Она подчеркнула, что квоты являются прогрессивной нормой.
«Но мы все еще живем в стародавнем Казахстане, где "подружки" ближе к сердцу, чем профессионализм. Наблюдаю за этими процессами, и жду, когда нашу экономику уж совсем «прижмет». История разных стран показывает, что кризис – это очень хорошее время для многих профессиональных женщин. Кризис предъявляет совершенно новые требования. Тогда даже самый староказахстанский управленец начнет понимать, что «содержание» таких «членов» СД является необоснованно дорогим и супер-неэффективным, а также «разрушительным». Ну а если не будет «понимать», то думаю, что таких управленцев уже и самих не будет. Такие управленцы с такими «кадрами» станут просто «тонущими» кораблями», - пишет блогер.
Отметим, с конца 2019 года Казахстан официально рассматривает квоту для женщин и молодежи в партийных списках кандидатов в маслихаты и мажилис.
30% квота введена по поручению президента Казахстана.
В результате квотирования женщин в сенате появились 9 депутатов, в мажилисе — 28 депутатов, что составляет 26%.