Зампредседателя Нацбанка Алия Молдабекова рассказала о причинах, которые не давали тенге укрепиться.
Несмотря на рост цен на нефть, нацвалюта за месяц ослабла на 0,3%, до 427,15 тенге за доллар. В октябре курс тенге к рублю ослаб с 5,85 до 6,05, или на 3,4%. По результатам II квартала импорт из России достиг $4,2 млрд, увеличившись на 36,1% по сравнению с 2020 годом, тогда как аналогичный показатель в I квартале составлял 2,4%. Таким образом, повышенный внутренний спрос на товары из РФ ведет к ослаблению обменного курса тенге по отношению к рублю.
По словам Алии Молдабековой, в условиях свободного плавания тенге напрямую реагирует на глобальные тренды. Укрепление доллара на фоне сворачивания программ количественного смягчения и ожиданий рынка по повышению ставки Федеральной резервной системы в 2022 году создает негативный сентимент среди инвесторов по отношению к развивающимся рынкам.
Также Молдабекова рассказала о слабой связи между ростом цен на нефть и динамикой валют сырьевых экономик. Канадский доллар, норвежская крона, рубль, несмотря на двузначный рост нефти с начала года, не смогли продемонстрировать сопоставимое укрепление. Некоторые аналитики связывают ситуацию не только с глобальным укреплением доллара, а еще и с отсутствием уверенности в долгосрочном росте цен на нефть. По их мнению, это связано с временным характером наблюдаемого энергетического кризиса, а также с потенциальным наращиваем добычи со стороны ОПЕК.
Нацбанк не проводил валютные интервенции в октябре. Поддержку тенге оказывали операции по конвертации средств Нацфонда в объеме $988 млн для осуществления трансфертов в бюджет и обязательные продажи со стороны субъектов квазигосударственного сектора в размере $208 млн.