Нет сервиса и конкуренции: деятельность КТЖ требуют проверить в Казахстане

Ильяс Бахыт

Депутат сената Закиржан Кузиев обратился к правительству с требованием проверить деятельность АО «Казахстан темир жолы», передает Ulysmedia.kz

КТЖ

По словам Закиржана Кузиева, географические условия Казахстана делают роль железнодорожного транспорта в экономике страны ключевой. Однако все устремления правительства и руководства КТЖ так и не смогли сделать железнодорожный холдинг высокоэффективным. 

Кузиев заявил, что за последние годы в указанной сфере накопился ряд серьёзных проблем. 

«По всей стране недостаточно развита железнодорожная сеть, растет износ основных средств, дефицит пассажирского подвижного состава, низкий уровень сервиса. Парк КТЖ на сегодня составляет 2 228 единиц. Из них 776 вагонов или 35% старше 28 лет. Средний износ пассажирских вагонов – 53%, грузовых – 57%, а локомотивов – более 67%», – сообщил сенатор.

Он подчеркнул, что существующие проблемы резко ухудшают привлекательность транзита через Казахстан, заставляя соседние страны искать альтернативные маршруты. 

Кузиев также отметил, что в начале октября этого года к депутатам обратилась ассоциация нацэкспедиторов. В своем обращении они отметили, что получают отказ от “КТЖ – Грузовых перевозок” на экспортный транзит. 

Как заявили в Агентстве по защите и развитию конкуренции, операторы магистральных путей предоставляют ряд преимуществ своим компаниям, что создает неравные условия для других. В результате анализа видов деятельности КТЖ выявлено, что с антимонопольным органом согласованы 81 из 424 видов деятельности или 19%. 

«Таким образом КТЖ нарушает отлаженную десятилетиями систему экспортных перевозок, создает неконкретные условия. Также есть вопросы по неэффективному управлению. В этом году простаивали 400 брошенных на путях вагонов. Нет контроля и планирования маршрутов. Основной источник доходов КТЖ – грузовые перевозки. В результате, КТЖ – неконкурентный ни внутри страны, ни за ее пределами», - заявил парламентарий. 

Депутат обратился на имя главы кабмина с требованием устранить неконкурентные условия на экспорте транзита, рассмотреть вопрос установления четкого баланса всех четырех направлений работы КТЖ, а также дать поручение компетентным органам организовать проверку КТЖ в области защиты конкуренции и по мерам трансформации КТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию. 

В начале декабря сообщалось, что павлодарская транспортная прокуратура наказала нескольких должностных лиц КТЖ, которые предлагали согласовать инвестиционный проект, если бизнесмен построит за свой счёт железнодорожные пути для нужд компании.