Застройщики самостоятельно не смогут создать гармоничный город, даже будет каждое здание вносить изюминку. Любое, даже самое красивое сооружение, можно испортить выбивающимися из общего стиля вывесками и рекламными элементами. Директор “Астана Жарнама” в интервью корреспонденту Ulysmedia.kz рассказал, как власти столицы создают гармонию между бизнесом и архитектурой, и как при этом меняется общее восприятие улиц Астаны.
Реклама или вывеска
По словам директора КГУ “Астана Жарнама” Асылбека Сабыркулова, с июня 2023-го в столице ведется работа по приведению в порядок фасадов зданий жилых комплексов.
- Работаем по нескольким направлениям. Первое – это размещение наружной рекламы предпринимателями. Дело в том, что законодательством Республики Казахстан предусматривается размещение наружной рекламы после принятия уведомления уполномоченным органом, то есть управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Астаны. Бизнесмен должен подать заявление на размещение рекламы вместе с эскизом и краткой характеристикой за пять дней до установки. После согласования он должен оплачивать налоги от 3 МРП до 100 МРП за каждый элемент рекламы. Когда мы начали эту работу, 60% наружной рекламы в Астане было размещено на улицах города хаотично. Это порождало налоговые нарушения, но и и негодование со стороны тех предпринимателей, которые добросовестно платили за размещение рекламы. Теперь наша организация выявляет тех, кто размещает рекламу без согласований с госорганами, ведет свою базу и направляет уведомления в уполномоченный орган, далее в налоговую службу. Благодаря этому поступления в бюджет от рекламы возросли на 40%”, - говорит Асылбек Сабыркулов.
Закон есть закон
По его словам, второе направление работы – это приведение вывесок магазинов, кафе и заведений в соответствие с требованием законодательства Республики Казахстан.
- Вывеска должна содержать информацию о наименовании заведения и роде деятельности, при этом организация должна размещать эту информацию на казахском языке и, по желанию самого бизнесмена, на русском или на английском. Например магазину “Алдияр” нужно обозначить в вывеске название и слово “дүкен”, по желанию “магазин”. Кроме того, вывеска должна быть в пределах входа в коммерческое помещение и не перекрывать архитектурные элементы здания и гармонировать с единой его целостностью. Но зачастую эти требования нарушаются. Например, вывеска Veip-Shop - а что это такое, что за магазин, непонятно. Это вейп-шоп, но на деле может быть что угодно и горожанам непонятно, какие услуги предоставляет это заведение, так как не прописан род деятельности. Кроме того, предприниматели стараются сделать вывеску настолько большой, что она выходит за пределы двери и закрывает все элементы архитектуры: узоры, фрески, лепнину. Так они превращают вывеску в рекламу, а это две разные позиции. Вывеска – это информация о заведении, а реклама – это инструмент привлечения покупателей, - объясняет представитель “Астана Жарнама”.
Он рекомендует предпринимателям, нарушившим архитектурный облик здания, демонтировать вывески и привести их в соответствие с нормами. Уже сейчас около 25% всех жилых комплексов Астаны очищены от такой рекламы.
Дизайн-код станет обязательным
Что касается введения дизайн-кода, то, по словам Асылбека Сабыркулова, он принят в 2019 году, но сейчас код решили подкорректировать. Причина в том, что появились новые виды материалов, уличной мебели и палата предпринимателей “Атамекен” предложила продолжить обсуждение.
- Дизайн код – это документ, регламентирующий не только порядок оформления фасадов и рекламы, но и описывающий подходящие цвета, формы и размеры предметов уличного пространства: велодорожки, уличная инвентарная мебель, фонари, пешеходные переходы и иного городского общественного пространства.
Асылбек Сабыркулов уверен, совсем скоро застройщики ещё на стадии проекта начнут учитывать не только СНиПы, правила СЭС, ЧС, но и дизайн-код, что поможет сделать Астану ещё красивее.