Депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов усомнился в эффективности Бюджетного кодекса, представленного министром национальной экономики Алибеком Куантыровым,передает Ulysmedia.kz.
На пленарном заседании палаты Аймагамбетов отметил, что одной из главных новелл нового Бюджетного кодекса является то, что теперь финансирование будет выделяться под конкретные задачи, индикаторы, предоставляя администраторам гибкость в перераспределении средств для того, чтобы достичь эти показатели и результаты.
«Это очень здорово, это очень правильно, но я считаю, что это работать эффективно не будет. Почему? Дело в этих самых индикаторах, в их релевантности и в методологии. В Бюджетном кодексе эти вопросы, к сожалению, не предусмотрены. То есть индикаторы фактически отданы на откуп самих администраторов бюджетных программ, и это самый большой минус», - заявил депутат.
Он также отметил, что кодекс нужно было корреспондировать с системой госпланирования. В этом случае все указанные индикаторы были бы удобными для госорганов.
Мажилисмен подчеркнул, что нужно было предусматривать специальные нормы по методологии, чтобы вместе с проектом бюджета вносились конкретные индикаторы и дальше они не подлежали изменению.
Аймагамбетов заявил, что по вопросу заимствования субъектов квазигоссектора также есть несоответствия. В частности, совокупные долги сопоставимы в целом с госдолгом.
«После все эти обязательства ложатся бременем на сам бюджет. Поэтому здесь мы предлагали, говорили о том, что надо и внешние и даже внутренние заимствования квазигоссектора тоже утверждать и показывать в проекте бюджета. Потому что дальше потом расхлебывает это все бюджет. Но эти нормы пока еще обсуждаются, и здесь мы хотели бы услышать конкретно ваше видение», - обратился к главе Миннацэкономики депутат.
В части объема трансферта общего характера Аймагамбетов заявил, что они распределяются акиматами и дальше они «растворяются» в бюджете.
«Выделяли под школы, потратили на дороги. Пока в Бюджетном кодексе проблемы не решаются. И последнее – касательно периодичности уточнения республиканского бюджета. Мы считаем, что можно было бы правительству дать возможность уточнять более одного раза, раз мы говорим о гибкости», - заявил Аймагамбетов.
«Мы сами работали, знаем, о чем говорим, и министерству будет очень сложно понять, что делает каждый госорган. Поэтому здесь надо было вместе с проектом бюджета работать с экспертами и предусмотреть. Вот здесь самая слабая, так скажем, «ахиллесова пята» законопроекта», - заключил депутат.
Министр нацэкономики Куантыров отметил, что ведомством проведена работа по облегчению и повышению эффективности оптимизации системы госпланирования в виде постановления правительства.
«Была поставлена задача сделать ее более гибкой, большое количество индикаторов анализ показал, он не дает такого эффекта, как хотелось бы, поэтому мы сейчас придаем же гибкость самим администраторам бюджетных программ в рамках в том числе внедрения элементов блочного бюджета, будут ставиться несколько индикаторов. Так как практика показала, что нет целесообразности много индикаторов закреплять, поэтому решили пойти по такому пути. В целом это, на наш взгляд, повысит эффективность стратегического планирования», - ответил Куантыров.