Рост ДТП со смертями в Казахстане связывают со стимулированием водителей такси к большой переработке, передаёт Ulysmedia.kz со ссылкой на Минтранспорта.
Нелегальные перевозки
В Митранспорта прошла встреча с представителями автовокзалов и транспортных компаний в сфере междугородних и пригородных пассажирских перевозок,таксопарков и агрегаторов такси.
По словам одного из участников встречи, рост смертельных ДТП на трассах происходит одновременно с ростом объёмов нелегальных перевозок, где не соблюдаются законы и правила.
В ходе обсуждений был отмечен глубокий кризис в работе официально работающих автостанций. На сегодняшний день автовокзалы на должном уровне работают всего в трёх областях Казахстана. Отрасль проигрывает конкуренцию с неофициальными перевозчиками и агрегаторами, которые не тратятся на оплату налогов, страхование пассажиров, медосвидетельствование водителей, предрейсовый техосмотр автобусов, содержание техбазы и т.д.
Легальные перевозчики тоже не выдерживают конкуренции с нелегалами из-за похожих причин. Теневые перевозчики не заботятся о выполнении условий законодательства РК о соцобеспечении водителей, безопасности перевозок и прочем. В совокупности это даёт им существенную экономию, которая выливается в преимущества в виде более низких цен за услуги перевозки.
Водители автобусов и такси также напомнили, что нелегальные перевозки дают широкие возможности для криминальной деятельности. Так, под видом обычных посылок с водителями могут передаваться запрещённые предметы и вещества, а проезд без оформления проездного билета способствует незаметному передвижению лиц, преступивших закон, и усложняет их поиск.
Такси
Водители, сотрудничающие с inDrive и “Яндекс.Такси”, рассказали об особенностях работы агрегаторов, которые способствуют росту аварийности на дорогах. В частности, по их словам, одна из компаний материально стимулирует партнёров к переработке.
В системе объявляются акции, по условиям которой водители могут получить хорошие бонусы за выполнение определённого количества заказов. Так, например, есть вознаграждения за 180 и 300 поездок в неделю.
Чтобы выполнить условия в первом случае необходимо ежедневно трудиться примерно по 12-13 часов без учёта перерыва, а во втором – по 21-22 часа. Из-за таких поощрений и высоких размеров комиссионных удержаний водители устраивают изнуряющие гонки за доходами, что в итоге приводит к росту ДТП.
История
В декабре 2023 года в Агентстве по защите и развитию конкуренции сообщили о завершении расследования в отношении “Яндекс.Такси”. Компанию наказали за координацию экономической деятельности таксопарков, выраженную в навязывании услуг теходдержки ПО контрольно-кассовых машин.
Кроме того, “Яндекс.Такси” привлекли к ответственности за непредоставление информации антимонопольному органу. Сообщалось, что компания добровольно внесла 3 млрд тенге в госфонд поддержки цифровой экосистемы Казахстана.