Операторы сотовой связи не заинтересованы в быстрой доставке SMS сообщений от службы 112 до абонентов, так как они бесплатные, передает Ulysmedia.kz.
В кулуарах мажилиса журналисты спросили у вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Асхата Оразбекова о том, почему во время землетрясения до алматинцев сообщения от службы спасения пришли лишь через 4 часа после ЧП.
По его словам, операторы связи в соответствии с шестой статьей закона о гражданской защите обязаны делать массовую смс-рассылку. Они делают эту рассылку, однако за оперативность доставки этих SMS операторы ответственности не несут.
«Проблема в технологии в том, что SMS доходят достаточно медленно, в течение нескольких часов. В режиме ЧС оперативно оповестить граждан о событии, ситуации, чтобы направить их куда-то, предоставить информацию по тому, где они могут найти какие-то условия – невозможно», - заявил вице-министр и добавил, что рассылку сообщений от 112 операторы сотовой связи делают за свой счет.
Для решения вопроса в Казахстане планируют внедрить систему мгновенных сообщений, которые выходят поверх экрана смартфонов.
«Такое решение есть и у нас в Казахстане, этот продукт операторами уже разработан. Протестирован операторами совместно с МЧС. Это решение действительно в течение нескольких секунд распространяется среди операторов, может быть распространено локально, точечно, в зависимости от того, где это происходит - по базовым станциям, по району какому-то», - отметил Оразбеков.
Он заявил, что для внедрения этой системы потребуется госфинансирование, однако назвать точную сумму он не смог.
Также журналисты напомнили, что в 2017 году было такое же землетрясение в Алматы и тогда горожане также не получили никаких оповещений. Представители СМИ спросили о том, почему за прошедшие 6 лет госорганы не внедрили никаких технологий в вопросах, связанных с безопасностью граждан.
«Я не могу говорить за то, что было в 2017 году. Я не снимаю с себя ответственность, я подниму информацию за 2017 год, мы проанализируем, вам предоставим», - заявил вице-министр.
Ранее стало известно, как связаны система оповещения Алматы и внук бывшего президента Казахстана Нурали Алиев. Еще в 2022 году ДЧС заключил договор с компанией TNS-INTEC на установку системы раннего предупреждения о землетрясении. Уточняется, что учредителем компании является Darmen Holding, конечным владельцем – Нурали Алиев, пишет telegram-канал Nege.Aqsha.
Согласно подписанным документам, компания должна была установить 28 станций на территории Алматы. По проекту, станции должны были заблаговременно сигнализировать МЧС и Институт сейсмологии о приближении землетрясения. Также требовалось информировать общественность через мобильное приложение. Однако на деле жители Алматы не услышали сирены и не получили смс о предстоящем землетрясении. Также стало известно, что в Алматы освоили 1,1 млрд тенге, чтобы создать автоматизированную систему раннего оповещения о сильных землетрясениях. Контракт ДЧС Алматы подписал ещё в 2022 году, договор исполнили, деньги выплатили в конце 2023 года.
В Антикоре заявили, что проведут проверку по этому факту.