Разница между налогообложением малого и среднего бизнеса в Казахстане несправедлива? Что говорят эксперты

Ulysmedia

Недавно в Казахстане анонсировали разработку нового Налогового кодекса по указанию президента, и местные предприниматели рассматривают это как шанс решить ряд административных проблем, хотя они также осторожничают, ожидая увеличения налоговых обязательств. Ulysmedia.kz рассказывает, что о новом кодексе говорят эксперты.

Kapital

Предприниматели часто выражают недовольство тем, что государственная поддержка и стимулы сосредоточены в основном вокруг малого бизнеса, создавая некоторую несправедливость в системе налогообложения.

В настоящее время для малых бизнесов в Казахстане предусмотрено освобождение от НДС при годовом обороте до двух миллиардов тенге. Кроме того, у них применяется упрощенная система налогообложения, единый платеж в размере 21,5% от фонда оплаты труда, а также упрощенная система отчетности.
Предприниматели предложили властям страны рассмотреть возможность разработки альтернативного Налогового кодекса.

"Мы, как часть группы, занимающейся разработкой кодекса, предлагаем заменить текущие семь налоговых режимов всего тремя. Включить индивидуальных предпринимателей для самозанятых, внедрить упрощенную декларацию и розничный налог с дополнительными вариантами. Также мы предлагаем исключить плательщиков НДС для тех, кто использует специальный налоговый режим, за исключением определенных видов деятельности, таких как производство акцизной продукции, финансовые услуги и недропользование. Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели - это пороги НДС и ограничения в отраслях", - отметил председатель правления Союза независимого бизнеса Казахстана Берик Заиров.

Важно отметить, что средний бизнес в основном представлен производственными предприятиями с высокой добавленной стоимостью, большим числом сотрудников и значительным количеством основных средств. Они производят продукцию с высокой добавленной стоимостью и обязаны уплачивать 43 налога.
Средний бизнес обязан вносить в Фонд оплаты труда 42,5%, включая 10% налога на доходы физических лиц, 11% страхового взноса, 2% взноса на социальное медицинское страхование, 3% взноса на обязательное социальное медицинское страхование, 10% на пенсионный фонд, а также 1,5% дополнительного взноса от работодателя, который в дальнейшем будет увеличен до 5%.

Важной частью калькуляции продукции является НДС, который составляет более 50% оборота, причем это связано в основном с заработной платой и амортизацией оборудования. Производственные предприятия в Казахстане теперь будут обязаны платить 12% НДС. Директор Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев считает, что это может создать дополнительные условия для нестабильности.

Участники рынка отмечают, что количественный рост малого бизнеса в Казахстане не сопровождается качественными изменениями, такими как увеличение занятости, доходов и производительности.

Экономический обозреватель Андрей Чеботарев, в свою очередь, не видит в Налоговом кодексе несправедливости:

“Не считаю, что здесь существует несправедливость. У нас, как и во всем мире, дают преференции малому бизнесу, чтобы он рос, превращался в средний, а средний превращался в крупный. В Казахстане есть немало примеров, когда малый бизнес превращается в средний, а таких примеров, где средний превращается в крупный - ноль. И это за все годы независимости страны”, - отметил он.

Эксперт отмечает, что несправедливость присутствует в налогообложении среднего и крупного бизнеса. Поэтому, по словам Чеботарева, вместо того, чтобы среднему бизнесу превращаться в крупный, в нашей стране крупный бизнес дробится в средний.

“Вы сами это увидите. В аптеках или ресторанах вам могут давать два чека. Это налоговое дробление. В этом ничего такого нет, но все же несправедливость в налогообложении крупного бизнеса породила такую ситуацию. Средний бизнес не превращается в крупный”, - заявил он.

Отметим, что 7 февраля президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал работу государственных органов, ответственных за разработку нового Налогового кодекса.

"Предыдущее правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Национального фонда. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как главы государства", - сказал Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства.

Еще в 2023 году министерство национальной экономики выпустило консультативный документ к проекту нового Налогового кодекса, который может вступить в силу уже в 2025 году.