Что ударит по курильщикам, или Кого не испугает уголовная ответственность за ввоз и использование вейпов

Асыл Беков

Сегодня в Алматы наступившее затишье с запретом вейпов опять взорвала Ассоциация операторов курительного рынка. На пресс-конференции в Алматы звучали заявления, контраргументы, доказательства и объяснения; корреспондент Ulysmedia.kz пытался понять, поможет ли запрет уничтожить интерес к вейпам, и выяснить, почему решение мажилисменов довело до слез предпринимателя.

В Казахстане пока вейпы продают легально – официально действуют около восьми тысяч точек продаж, но, несмотря на это, казахстанцам всё время предлагают немаркированную, то есть «серую» продукцию. Если решение нижней палаты парламента о запрете вейпов поддержит сенат, то контрафакт и контрабанда полностью захватит рынок, заявили сегодня на пресс-конференции в Алматы представители Ассоциации операторов курительного рынка.

Услышьте нас

Запрет вейпов - это фактически финансирование контрабанды, считают они.

Напомним, инициатива о запрете вейпов принадлежит Минздраву, который настаивает на том, что эта мера позволит снизить растущее потребление вейпов среди детей и подростков. Споры на эту тему идут с 2021 года, а в январе идею поддержали депутаты мажилиса. Ассоциация в свою очередь настаивает на том, что Казахстан, как полноправный участник Евразийского экономического союза должен не запрещать электронные сигареты, а разработать порядок регулирования данной отрасли.

   - Наш рынок, несмотря на то, что сейчас деятельность по продаже электронных систем доставки никотина узаконена и отрегулирована, очень сильно делится на черный и на белый. Запрет черный рынок удвоит или утроит – станет намного больше предпринимателей, которые будут обманывать государство и уходить от налогов. Контролировать продажи будет невозможно, – утверждает глава Ассоциации операторов курительного рынка Казахстана Малика Цхай.

По её словам, казахстанская ассоциация операторов курительного рынка пыталась упорядочить ситуацию и обращалась с предложениями во все инстанции.

Что поможет:

  • передать функции контроля оборота табачных изделий, в том числе вейпов, в органы внутренних дел и передать им полномочия по изъятию и уничтожению контрабанды;
  • вывести из оборота немаркированные вейпы и жидкости для них (маркировка введена в апреле 2021 года);
  • установить минимальные розничные цены на одноразовые вейпы;
  • принять нормативные требования в части допустимой дозировки никотина;
  • усилить административную и уголовную ответственность за нарушение запрета продажи табачных изделий, в том числе вейпов, вплоть до приостановки деятельности объектов торговли;
  • установить ответственность родителей за употребление несовершеннолетними табачных изделий, в том числе вейпов;
  • проводить профилактические мероприятия по разъяснению вреда потребления табачных изделий, в том числе вейпов.

Но, судя по всему, эти предложения чиновников не заинтересовали и вопрос перешел в политическую плоскость – законопроект, минуя правовую экспертизу и согласование в Миннацэкономики, сразу попал в мажилис.

Что уже под запретом

   - У нас есть запрет на кальян и на снюс, но их можно курить и купить где угодно, в любой точке Казахстана. Поэтому этот запрет только выкопает яму для предпринимателей. Что произойдет с «белыми» предпринимателями? Те, кто занимается этим бизнесом по-настоящему, платя все налоги и прочее, это порядка 6,5 тыс. предпринимателей, поголовно станут банкротами, – приводит аргументы Малика Цхай.

По прогнозам ассоциации, если запрет всё-таки узаконят, казна недополучит по меньшей мере 18 млрд тенге за счет уплаты акцизов, налогов и таможенных сборов. Более 20 тыс. человек, занятых в индустрии, потеряют работу.

Возникнет диспаритет национального законодательства Казахстана и наднационального законодательства ЕАЭС, не предусматривающего полного запрета на оборот вейпов. Надзорные органы и без запрета слабо контролируют уже существующие ограничения на рынке табачной продукции – охватить серый рынок им окажется вовсе не под силу.

Кому не нужен порядок на рынке

   - Мы написали более 200 жалоб, и, к сожалению, не было реакции ни на одну. Нам пришлось обратиться в Антикоррупционную службу с заявлением о том, что на наши жалобы не реагируют, налоговая не проводит проверки, не изымают серый товар, немаркированный. Я не знаю, что им мешало проверить, может быть мораторий, – возмущается Малика Цхай.

Юрист ассоциации Петр Кодаш объяснил, из чего складывается черный рынок и откуда берутся «левые» вейпы.

   - Когда по документам товар уже уничтожили госорганы, а он всплывает где-то на рынке и его предлагают купить, – это и есть черный рынок. То есть то, с чем предлагают бороться депутаты, в первую очередь то, что причиняет ущерб здоровью, то, что может быть продано детям в последующем. Это как раз и есть черный рынок, против которого мы предлагаем бороться.

Также он рассказал, что уполномоченные органы не проявили интереса к выявленным ассоциацией нелегальным продажам.

   - Какого-либо содействия со стороны органов госдоходов мы не получили. На наше обращение не отреагировал и Антикор. То есть мы как будто боремся с ветряными мельницами и с самой угрозой. Удивляет, что и АФМ поддерживает запрет. А это орган, который в первую очередь направлен на борьбу с контрабандой, с экономическими преступлениями.

Альтернатива

В ассоциации убеждены, что выход есть и предлагают ввести уголовную ответственность за продажу нелегального товара, лицензировать и сертифицировать, как это сделали в Узбекистане, России и других в соседних странах, мы избавимся от предпринимателей, которые нарушают закон.

   - То есть, при желании всё можно привести в некий порядок, – говорит Малика Цхай.

Предприниматели смотрят на ситуацию с практической точки зрения – продажа вейпов это прежде всего бизнес. Но уже сейчас многие из них подсчитывают возможные потери. Эльвира Сейткажиева не стала скрывать эмоций и свою позицию объяснила сквозь слезы.

   - Я категорически против продажи вейпов детям. Я даже против продавать тем, кто просто решил попробовать. В случае полного запрета я не смогу вернуть банку кредит в восемь миллионов тенге. Мы с мужем индивидуальные предприниматели и я очень хочу, чтобы нас услышали. Мы поддерживаем любые лицензии и сертификаты, хотим продавать только белый товар, но дайте нам работать, – объяснила своё положение предприниматель Эльвира Сейткажиева.

А как там за бугром

Петр Кодаш обратил внимание, что в странах ЕАЭС, куда входит и Казахстан действует не запрет, а регулирование. Армения стала разработчиком техрегламента для вейпов.

   - В Беларуси тоже нет какого-либо запрета. То есть, в Казахстане мы своим национальным законодательством будем противоречить наднациональному законодательству -  создаем прецедент, когда только в нашей стране есть запрет на какой-то товар, которого нет во всех других странах ЕАЭС. Казахстан находится в окружении стран, где вейпы разрешены.

В ассоциации не скрывают удивления – границы открыты, от соседей привезут и продадут, недобросовестных предпринимателей хватает. И, соответственно, если страна не хочет бороться с контрабандой, а лишь хочет все повально запрещать, то в случае запрета именно они окажутся в выигрыше и с прибылью.