В среду в Астане во второй половине дня началось главное судебное разбирательство по делу экс-министра национальной экономики Казахстана Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве своей гражданской супруги Салтанат Нукеновой. О том, как прошло заседание, какой порядок изучения материалов дела избрала судья, что говорили прокуроры и обвиняемые в подробностях - в материале Ulysmedia.kz.
Господа присяжные заседатели
Суд начался в среду утром, но за закрытыми для СМИ дверями, так как велся отбор присяжных заседателей. Журналистам и операторам пришлось довольствоваться лишь съемками на проходной и комментариями отсеянных кандидатов в присяжные.
Одна из кандидаток, не прошедших отбор, рассказала корреспонденту Ulysmedia, что отвод ей инициировал прокурор по причине статуса разведенной женщины с сыном на иждивении. Также она пожаловалась, ей не оплатили затраты на такси, как ранее обещали.
Еще одна отсеянная кандидатка – пенсионерка из Кокшетау. Отвод ей инициировала сторона защиты по причине того, что она не является жительницей Астаны.
В 14.30 стало известно, что отбор присяжных завершен и сформирован. В состав присяжных заседателей отобраны 12 человек: 10 основные, 2 запасные.
Из какого числа был отобран данный состав, в суде так и не уточнили. Однако ранее судья Айжан Кульбаева постановила пригласить на отбор 300 кандидатов.
Суд разъяснил журналистам, что им запрещено снимать на фото и видео присяжных заседателей, публиковать их изображения.
По данным корреспондентов Ulysmedia, которые попали в зал судебного заседания, в числе присяжных 7 женщин и 5 мужчин.
Встать, суд идёт
После обеда суд продолжился, но уже с участием СМИ, была также организована прямая трансляция в социальных сетях. Так, на странице Верховного суда в Youtube число зрителей достигало 7 тысяч человек.
Операторов и снимающих журналистов также допустили на этот раз в зал судебного заседания. Журналистов заводили по очереди, по 10 человек одновременно.
В начале заседания судья уточнила у участников: не против ли они присутствия представителей СМИ? Никто не выразил протеста в этой связи. Председательствующая судья Айжан Кульбаева в очередной раз разъяснила журналистам о запрете на публикацию фото и видео изображения присяжных заседателей, поручила приставам следить за журналистами, чтобы они не направляли камеры на присяжных. Только после этого присяжным было разрешено войти в зал.
Заседание началось с зачитывания обвинительного акта.
Прокуроры поочередно огласили обвинительный акт, в котором подробно описан день гибели Салтанат Нукеновой, действия, совершенные Бишимбаевым и Байжановым. Речь прокуроров практически не отличалась от той, что была уже озвучена на предварительном судебном слушании. Более подробно лишь были раскрыты детали судебно-медицинских экспертиз тела погибшей.
«Обнаружены следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, множественные ссадины, кровоподтёки лица, левой ушной раковины, левой заушной области, оскольчатый перелом носовой кости, кровоподтёк, ссадины и ушибленная рана подбородочной области. Кровоизлияния в мягкие ткани лица, носовой области, области верхней челюсти, подбородочной области, кровоизлияние в мягкие ткани головы, лобно-теменной области справа, в теменной области слева, в правой височной области, затылочной области по центру. Острая субдуральная гематома», - перечислила прокурор Айжан Аймаганова.
По её словам, эти повреждения могли образоваться в срок менее суток до наступления смерти.
Данные травмы были нанесены при неоднократном воздействии тупых твёрдых предметов, уточнила она.
Наркотических, лекарственных и психотропных средств при исследовании внутренних органов Нукеновой не было обнаружено.
Переходя к резолютивной части обвинительного акта, прокурор заявила, что Бишимбаев обвиняется по статьям п. 1, ч. 2 статье 110 Уголовного кодекса (Истязание), п. 5, ч. 2 статье 99 (Убийство, совершенное с особой жестокостью).
На предварительных судебных слушаниях прокурор также сообщила, что Бишимбаеву также вменяется статья 14 ч. 2 Уголовного кодекса РК (Рецидив особо тяжкого преступления). Однако на сей раз этого пункта не было в обвинительном акте.
Родственник Бишимбаева - Бахытжан Байжанов, директор столичного Гастроцентра, на территории которого произошло убийство, обвиняется в укрывательстве особо тяжкого преступления (ст. 432 Уголовного кодекса) и недонесении о тяжком преступлении (ст. 434 Уголовного кодекса).
Прерванное молчание
После оглашения обвинительного акта, Бишимбаев впервые внятно и более-менее полноценно прокомментировал свое отношение к обвинению. Ранее он отвечал на вопросы односложно и скудно: да, нет, не виновен.
Он назвал обвинения прокурора «измышлениями», которым нет доказательств, и в очередной раз заявил, что не считает себя виновным.
«Я хотел бы сказать, ваша честь, у меня даже не было возможности рассказать свою историю ни на досудебном расследовании, нигде вообще. Все, что сейчас было зачитано прокурором, это во многом измышления, которым нет никаких подтверждений и свидетельств. Поэтому я еще раз говорю, что по статье 110 - такого преступления с моей стороны совершено никогда не было, я не признаю эту вину», - заявил Бишимбаев.
Аналогичное заявление он сделал и по 99 статье, которая вменяется ему.
«Я говорю о том, что я не совершал умышленного убийства человека с особой жестокостью. Я надеюсь, у меня будет возможность изложить», - добавил он.
Неоднозначный комментарий на обвинение прозвучал от его родственника Бахытжана Байжанова, которого обвиняют в укрывательстве и недонесении о преступлении.
«Уважаемый суд, я признаюсь, что действительно просил удалить видеозапись, также просил отвезти телефон Салтанат домой, не знаю, совершил ли я преступление. Просто на тот момент я не знал, не понимал, что Салтанат умирает или умерла», - сказал Байжанов, отвечая на вопрос судьи, признает ли он свою вину.
На уточняющий вопрос, признает ли он вину по предъявленным обвинениям, он вновь ответил:
«Я не знаю, совершил ли я преступление».
Когда Бишимбаев озвучит свою версию?
Судья Айжан Кульбаева определила на заседании порядок исследования доказательств, а также график судебных заседаний.
Так, порядок исследования доказательств судебного заседания будет начат с допроса потерпевшего (29 марта), затем будет осуществлен допрос свидетелей, далее допрос экспертов в случае необходимости, затем исследование материалов дела, потом уже суд и участники выслушают показания подсудимых.
«Подсудимый вправе давать показания в любой момент судебного следствия. Такой порядок будет определен судом», - отметила она.
Суд установил следующий график судебных заседаний:
Судебные заседания с 8 апреля будут проводиться в понедельник, вторник, среду и четверг. В пятницу будет свободный день. Этот график будет действовать до судебных прений.
Ulysmedia будет следить за развитием событий.