Об этом вслух не говорят: какие семейные тайны открыл на суде обвиняемый в убийстве жены Куандык Бишимбаев

Курманов Байтас

Сегодня, уже на третьем заседании, судья дала слово Куандыку Бишимбаеву. Обвиняемый заявил о своей невиновности, и чтобы доказать это, раскрыл подробности своей семейной жизни с Салтанат Нукеновой. Такое развитие событий явно не устроило сторону потерпевших и представителей прокуратуры, но до скандала дело не дошло – Айжан Кульбаева удержала процесс в рамках закона. Корреспондент Ulysmedia.kz ведёт хронологию событий самого громкого судебного заседания.

Пресс-служба Верховного суда Казахстана

Прошу простить и понять...

Начал свое выступление экс-министр со слов извинения, адресованных родным погибшей.

   - Потерпевшие здесь присутствуют, ее родственники, все, кто ее любил, ее родители. Мне было сложно осознать ее смерть, я хочу принести извинения. Я не рассчитываю на прощение. Но это моя внутренняя обязанность и мой душевный посыл. Я понимаю, что это невосполнимая утрата и знаю, что я к этим обстоятельствам причастен.

Сразу же после этого он вновь сделал оговорку, что виновным в убийстве с особой жестокостью себя не считает.

   - Говоря о том, что я не виновен и не признаю своей вины, я хотел вам разъяснить, что я не признаю себя виновным в умышленном, осознанном, задуманном убийстве с особой жестокостью своей супруги, - заявил он.

Эти слова вывели из равновесия мать погибшей Салтанат, которая тоже пришла в зал судебного заседания. Она начала кричать, что тело дочери было настолько изуродовано, что ей не позволили взглянуть на нее перед погребением.

   - Как это без особой жестокости? Ты 8 часов ее убивал, - кричала женщина.

Неизвестный бизнесмен Раимбек: кто стал причиной ссор в семье

После того, как обстановка в зале суда поутихла, Бишимбаев начал свой детальный пятичасовой рассказ об отношениях с Салтанат. Несколько раз участники процесса - прокурор, пострадавшие, судья - делали ему замечания о том, что он слишком углубляется в воспоминания, которые не относятся к делу, но он с завидной настойчивостью продолжал в красках описывать жизнь с Салтанат, используя мимику, дыхание и паузы как заправский актер. В какой-то момент он начал смеяться, чем вновь вызвал недовольство потерпевшей стороны. Адвокат Бишимбаева пояснила, что его смех отнюдь не сарказм, а лишь последствие нахлынувших на него чувств от воспоминаний.

Он рассказал, что Салтанат узнал из Инстаграма.

   - Мне знакомая в Инстаграме показала ее, говорит, вот, астролог известная в Астане, я увидел симпатичную девушку, полистал ее страницу, увидел, что у нее есть молодой человек, это все происходило в конце мая – в начале июня 2022 года. Моя знакомая сказала, что они скоро собираются пожениться. Я просто порадовался, увидел красивого человека. И на какое-то время мой интерес оставался только таким - зрительным. Я просто наблюдал за ее постами. Один раз я попробовал записаться на прием, но мне ее помощница сказала, что мужчин она не принимает, - поделился подсудимый.

Потом он узнал, что свадьба Салтанат с ее молодым человеком не состоялась. Решил познакомиться и отправил на консультацию к Салтанат свою знакомую Камилу, которая потом и познакомила будущих супругов.

Бишимбаев через некоторое время пригласил Салтанат на ужин в ресторан, и она приняла его приглашение.

   - В какой-то момент я повернулся к ней и вдруг увидел, что она прям рядом со мной. Я не знаю, это был алкоголь, симпатия или что, но она вот раз, и прижалась ко мне с поцелуем. Это было очень неожиданно. Это было в нашу первую встречу. Я, честно говоря, сам немного растерялся, - рассказал Бишимбаев о первом свидании с Салтанат.

Действия погибшей дали основания ему полагать, что она испытывает к нему симпатию.

После этого они встретились еще раз в компании подруги и ее сына, гуляли на Водно-зеленом бульваре и договорились увидеться еще раз. Однако после этого Салтанат прекратила общение, отказывалась от встреч.

   - Я знал, что она принимает в Вайн кафе. Пришел как-то днем, застал ее на рабочем месте, она как раз проводила консультации. Попросил уделить ее мне полчаса, чтобы расставить все точки над i. Я сказал ей: вроде мне показалось, что ты испытываешь симпатию, но потом не отвечаешь, отказываешься от встреч. Мы поговорили, она сказала, что только недавно рассталась и было бы неправильно прыгать из одних отношений в другие и попросила отложить до Нового года общение.

Однако после этого, по его словам, Салтанат сама звонила ему и намечала встречи, просила отвезти ее или же забрать со встреч.

Бишимбаев также рассказал, как пригласил ее на концерт Меладзе в Астане и предложил купить ей наряд. Она деликатно отказалась, но, после его уговоров, согласилась. Платье приобрел в одном из дорогих и модных столичных бутиков.

После концерта она вновь «пропала», просив отложить общение до Нового года, но через некоторое время снова сама ему позвонила, рассказывал Бишимбаев на суде.

   - Не хочу говорить о ней плохо, но она была полна каких-то парадоксов и непоследовательных действий. И никогда невозможно было понять, что она думает и как изменится ее настроение. В тот момент я этого не понимал, я воспринимал это как какое-то кокетство. То она общается, то отдаляется.

В конце сентября молодые все-таки определились в отношениях и стали встречаться и отправились в путешествие, побывали в Алматы, Стамбуле, Ташкенте, Баку. После этого он и сделал ей предложение, она согласилась.

   - Прошла эта свадьба 14 декабря. Потом я не знаю, что начало происходить. Я понимаю, что что-то изменилось в ее поведении. Она стала очень нервной, тревожной, вспыльчивой, агрессивной, могла нахамить, - рассказал Бишимбаев.

Первая ссора, по его словам, случилась из-за ключей от автомашины. Салтанат долго искала ключи, на что Куандык сказал ей, что нужно всегда класть ключи на одно и то же место: у входа на трюмо. Это замечание вывело из себя Салтанат, считает Бишимбаев. Из-за этого она якобы устроила ему «агрессивный разговор», после которого супруги не разговаривали три дня, спали по разным комнатам.

   - На третий день я попросил обсудить, в чем причина агрессивного поведения. Она как-то задумалась и говорит: я хотела тебе давно сказать, но все это время не могла, не знала - как. Я говорю, что такое? - У тебя в кабинете есть фотография человека, с которым я на протяжении нескольких лет имела любовные отношения, - продолжил раскрывать семейные тайны Бишимбаев.

   - Она мне сказала, что это известный в Казахстане бизнесмен, - уточнил он.

По словам экс-министра, супруга призналась ему, что на протяжении нескольких лет была любовницей этого человека, который на 20 с лишним лет был старше ее, состоял в браке, имел детей.

   - Чтобы быть достоверным, назову его имя. Его имя Раимбек, - огласил Бишимбаев, хотя перед этим судья предупредила его об ответственности за разглашение личных данных.

Некий Раимбек, по словам Бишимбаева, был не единственным в «списке» Салтанат. В период с 20 до 29 лет, по его информации, Салтанат встречалась с женатыми мужчинами якобы из-за материальной поддержки.

   - Ее предыдущий парень Данияр также был женатым, она встречалась с другим парнем, с сыном руководителя Павлодарской области по имени Ринат - все это женатые люди. Все это она мне рассказала, боясь, что я могу этих людей знать или что мне кто-то об этом расскажет. С 20 лет до 28-29 лет это был ее образ жизни. И я не мог понять, спрашивал: зачем тебе это было надо - ты же красивая девушка? Как бы это не было грустно признавать, мне нужна была материальная поддержка, ответила она, - озвучил экс-министр.

Это откровение супруги внесло серьезный раскол в семейные отношения.

Первая «драка»

Рассказ Салтанат поразил Бишимбаева, но он некоторое время спустя решил смириться с прошлым супруги, заверил он, добавив, что на земле нет ангелов и каждого можно за что-то взять и распять.

Однако после своей откровенности Салтанат стала более нервной и тревожной, говорит Бишимбаев. Скандалы в семье стали повторяться чаще, супруги выясняли отношения чуть ли не каждые 10-15 дней.

Первая «драка», как называла рукоприкладство сторона защиты обвиняемого, случилась, как оказалось, не 20 марта, как описывал брат погибшей, а намного раньше.

   - 9 марта все перешло в оскорбления, швыряние посуды, потом в драку. Оскорбления какого плана были? Она начала меня сравнивать в интимном, финансовом, материальном плане со всеми своими бывшими мужчинами. Это было уже совсем невыносимо. И вот случилось это. Салтанат, если теряла самообладание, она становилась неуправляемой, у нее не было этого тормоза, она лезла драться. В тот день она налетела на меня, я не удержался и тоже, я просто был уже оскорблен уже таким поведением, - рассказал Бишимбаев о происхождении синяков у Салтанат на снимке, который демонстрировал ее брат во время своих показаний.

Снимки с синяками Салтанат отправила брату 20 марта.

   - 20 марта, о котором говорит потерпевший, я задержался на работе до поздней ночи. 20 марта — предпраздничный день. Многие мои партнёры уезжают в отпуск. Весь день у меня были встречи.

Салтанат требовала у меня отчет, а когда не получила, устроила скандал и успела позвонить потерпевшему, своему брату, - рассказал он.

После этого и произошла та самая драка, о которой говорил несколькими днями ранее Айтбек Амангельды.

Всего за время семейной жизни «драки» происходили между ними дважды, утверждает экс-министр, не считая дня убийства.

   - Если не считать 9 ноября (день смерти Салтанат – Прим. авт), два раза - 20 октября и 9 марта, - сказал Бишимбаев, отвечая на вопрос адвоката о том, сколько раз он вступал с Салтанат «в драку» и поднимал на нее руку.

Экс-министр отметил, что в обоих случаях драка была «спровоцирована» его супругой.

   - Она кидалась, она кидалась с кулаками, ногами полноценно дралась. Я никогда такого не видел, чтобы женщина могла так кидаться на мужчину и его так оскорблять, - добавил он.

Супруги часто расставались. По словам Бишимбаева, Салтанат уходила от него 12 раз.

Нервы, таблетки, алкоголь

Спокойные, счастливые дни, по словам экс-министра, длились ровно неделю, а затем сменялись бурей.

   - Ее хватало ровно на неделю, неделю она со мной живет, потом она каждые 10 дней становится агрессивной, раздраженной, очень тревожной, у нее начинается неоправданная ревность. Стоит мне не взять трубку, прийти не вовремя, не ответить на ее видеозвонок... Я должен был все время отвечать на видеозвонки, показывать ей все вокруг, где я нахожусь, с кем я. Она очень несдержанна, когда она в агрессивном состоянии. У вас будет возможность почитать переписку между потерпевшим и ней, там маты трехэтажные. А вот она так разговаривала в таком агрессивном состоянии, - продолжил свою историю подсудимый.

   - А как ты с барменом материшься, не забыл? – окрикнула его мать погибшей в этот момент.

   - Бармен мне не супруг, - ответил Бишимбаев.

По его словам, супруга призналась ему, что якобы связывает свою психическую неуравновешенность с диагнозом своего отца. Однако адвокаты потерпевшей стороны в очередной раз продемонстрировали справку о том, что отец Нукеновой на учете не состоял и не страдал никакими психическими расстройствами.

Бишимбаев также поведал, что убитая супруга часто пила спиртные напитки, устраивала сцены ревности, пыталась контролировать каждый его шаг и т.п.

   - Я говорю ей, что это уже невозможно, ты уже в окна лазаешь, куда это, в какие ворота? Я уже ей сказал: я не хочу, чтобы ты оставалась, ты в таком состоянии, лечиться не хочешь, к психологу не хочешь, таблетки пить не хочешь. Мне в тот момент страшно стало, я ей сказал: ты в таком состоянии нож воткнешь мне когда-нибудь.

В один из таких периодов разлада, он рассказал, что по совету своих родственников предложил пить ей успокоительный препарат. Когда между супругами вновь вспыхивали скандалы, он давал ей эти таблетки.

Он также рассказал об одном из случаев, когда Салтанат появилась на публике с синяком.

   - Перед отъездом за границу я к ней заехал. Я застал ее дома опухшей, отекшей, нетрезвой и с большим фингалом под глазом. Я говорю: «Откуда фингал?» Она говорит: «Я вот ночью в туалет шла, упала, ударилась о табурет». О табурет или о тумбочку, или о кровать», - проинформировал он суд.

С этим же синяком она и появилась на дне рождения, сказал он.

   - Она приехала, по-моему, у ее подруги Виктории был день рождения. В очках вот таких больших. Я говорю: «Салта, вот ты ходишь вот в таких больших очках, с фингалом. Все же будут думать, что это я тебе сделал», - рассказал он.

В какой-то момент ему все-таки удалось уговорить ее на сессию с психотерапевтом, за которую он, по его словам, отдал 15 тысяч долларов.

Интимные видео для развлечения?

Экс-министр ответил в суде также на вопрос об интимном видео, в котором он, по версии обвинения, заставил сняться убитую и шантажировал ее таким образом.

   - Это очередная выдумка. У нас есть личное видео, штук 10-15, видео на Мальдивах, в Алматы - мы были мужем и женой.  Этого не было в том контексте, о котором говорит потерпевший. Мы любили друг друга, у нас было свое развлечение мужа и жены. Началось на Мальдивах, там были красивые пейзажи. У Салтанат был код от моего телефона, она могла в любой момент удалить эти видео, - прокомментировал он.

День убийства не охвачен

Как отмечалось, экс-министр рассказывал о жизни с убитой почти пять часов, однако к эпизоду убийства он так и не приступил. Попросил суд перенести заслушивание этого эпизода на следующее заседание, так как очень «устал говорить».

Следующее заседание назначено на 3 апреля. Начнется оно вновь с допроса Бишимбаева, который обещал рассказать свою версию дня смерти Салтанат.

Ulysmedia.kz будет следить за развитием событий.