Кадры, гаджеты и дети: в Астане на площадке TedX обсуждали, как сделать детсады лучше

Гумарова Асем

Сегодня, 4 апреля, в Астане на республиканском форуме "Современный детский сад: от теории к практике" обсуждались вопросы дошкольного образования. За дискуссией на площадке TedX наблюдала и корреспондент Ulysmedia.kz

Коллаж Ulysmedia

На форум прибыли сотрудники сферы образования из разных областей Казахстана, многие присоединись к обсуждению в онлайн-формате. Организовали встречу управление образования Астаны и столичный Методический центр.

Кадры решают всё

Воспитателей и педагогов не хватает – кадровый дефицит испытывают и в крупных городах, и в глубинке. Директор Института раннего развития Гульшат Онланбеккызы сообщила, что сейчас в дошкольной сфере Казахстана работают 101 700 педагогов, диплом о высшем профильном образовании есть только у 22 374 человек.

При этом 6 341 педагог уже с пенсионной книжкой или вот-вот уйдут на заслуженный отдых. Дефицит кадров составляет 28,7% или 29 002 вакансии. Также в системе не хватает больше тысячи руководителей детских садов.


Онланбеккызы говорит, что институт инициировал ряд мер для повышения профессионализма действующих кадров. По планам курсы повышения квалификации в этом году пройдут 300 руководителей, 600 методистов, 1300 воспитателей. Мастер-класс они пройдут у лучших зарубежных и отечественных специалистов. 200 педагогов обучатся в рамках проекта «1000 лидеров изменений в образовании».

  - Наши заведующие — это люди, болеющие за систему. Каждый из них с утра до ночи находится на работе и очень переживает за каждого ребенка, за каждого воспитателя, за организацию питания и прочее. Мы пригласим спикеров, которые обучат вас финансовой грамотности, которые научат вас писать правильную стратегию развития дошкольной организации, – пообещала Гульшат Онланбеккызы.

Дети не хотят учиться

Выступление разбавила Асем Сембаева — педагог, психолог и нейроисследователь, "оживив" весь зал своими упражнениями по нейробике — умственной гимнастике.

Она пояснила, как работают полушарии мозга, за что они отвечают, и отметила, что более 80% головного мозга ребёнка формируется до трех лет, поэтому особенно важно именно в "детсадовском" возрасте уделять внимание интеллектуальному развитию ребенка.

  - Нейробика - это аэробика для мозга, направленная для улучшения мыслительной деятельности. Она позволяет выстраивать новые нейронные связи, помогает обычным детям и детям с особенностями развития. Способствует решению проблем с запуском речи, недостаточной координацией, трудности с учебой и общением, – поделилась знаниями педагог-психолог.

Она уверена, что на этом преимущества нейробики не заканчиваются и объяснила корреспонденту Ulysmedia, что такие практики могут помочь решить главные проблемы образования.

  - Одна из самых больших проблем — дети не хотят учиться, не хотят ходить в школу. Действительно, сидеть 45 минут и сосредоточиваться только на получении знаний сложно даже для взрослых. Если мы будем миксовать учебу с нейроупражнениями, то сможем переключать их внимание и сделать учебный процесс чуточку интереснее.

Она убеждена, что нужно срочно менять подходы, потому что современный мир предлагает ребенку очень много информации.

  - Например, наши гаджеты: когда ребенок привык получать информацию с гаджета, где всё яркое и активное, то, приходя в школу, учебник для них уже неинтересен, - сделала она вывод.

На форуме поднимались вопросы безопасности и комфортной среды в детских учреждениях, взаимоотношений между родителями и организациями дошкольного образования и инклюзии.

Руководитель столичного ясли-сада № 34 "Ак бидай" Найля Бадакова обратила внимание на то, что сейчас не во всех садиках есть условия для детей с особенностями развития. В своём учреждении она уже открыла кабинет поддержки инклюзии. Она говорит, что многие малыши через год такой работы смогли научиться писать, рисовать и общаться. Выступление Бадаковой растрогало публику и вызвало бурные овации.

  - Опираясь на свой собственный опыт, я могу сказать, что невозможно взять особенного ребенка, поместить в нормотипичную среду и ждать, когда он научится сам всему, подражая этим деткам. Этого не произойдет никогда. Для этого необходимо создавать специальные условия. Мы, педагоги, должны обладать определенными знаниями, – рассказала она.


  - Форум был очень познавательным и полезным. Мы узнали много нового, надеюсь, что всё это получится внедрить на практике в работу нашего детсада, – поделилась впечатлениями Галия Рахметова, руководитель ясли-сада № 63 в Астане.