Цена вопроса или шантаж: почему ЕАБР отказывается платить за строительство русских школ в Таджикистане

Марина Маратова

В Таджикистане разгорается скандал из-за русских школ, которые построили по предложению и поддержке Российской Федерации. Пять учебных заведений сдали в эксплуатацию ещё в 2022 году. Проект предполагал, что финансирование строительства возьмёт на себя российский бюджет. В результате подрядчики сдали объекты в установленные сроки – школы с русским языком обучения приняли детей 1 сентября, но, как выяснилось, денег строители так и не получили, так как возникли проблемы с распределением выделенных на проект миллионов долларов. Ulysmedia.kz решил выяснить, почему заказчик - Евразийский банк развития, который декларирует соответствие осуществляемой им деятельности высоким стандартам, не торопится платить по счетам.

Кто решил построить русские школы

О строительстве русских школ в Таджикистане заговорили весной 2019 года, когда президенты Рахмон и Путин подписали соглашение о сотрудничестве.

Вопросов у граждан страны оно не вызвало, так как жители центрально-азиатской республики постоянно работают в РФ, причем поток трудовых мигрантов не иссякает, поэтому изучение русского языка – это только польза и преимущества при трудоустройстве за рубежом.

Школы решили построить в Душанбе, Кулябе, Худжанде, Турсунзаде и Бохтаре. Таджикистан предоставил земельные участки, на Россию легло финансирование. В 2021 году правительство РФ выделило на строительство и оснащение школ $150 млн.

Средствами распоряжался оператор проекта — Евразийский фонд стабилизации и развития, который был создан в 2009 году несколькими странами СНГ для борьбы с последствиями мирового финансового кризиса. В роли заказчика выступил Евразийский банк развития, а генеральным подрядчиком было определено российское предприятие ООО «Зарубеждипстрой». Его партнёрами стали таджикские компании - ОАО «ТГЭМ», ООО «СтройЦентр», ЗАО «ТАДЭС», ОАО «АлюминСохтмон», ООО «Металл Инвест Строй» и ООО «Нуроб» и еще более 80 локальных строительных организаций и поставщиков.

Почему проект подорожал

По первоначальному плану школы собирались строить по типовому проекту, рассчитанному на 1224 ученика. Однако позже инженеры настояли на использовании более прочных конструкций и материалов. Главный аргумент – Таджикистан находится в сейсмоопасной зоне и школы должны выдержать землетрясение силой до девяти баллов. Затем у кураторов проекта появилась идея укомплектовать компьютерные классы современными планшетами, установить в кабинетах интерактивные панели, оборудовать лаборатории для практических занятий по физике, биологии и химии. Более того, в каждом образовательном учреждении есть по два бассейна — для детей младшего возраста и старшеклассников. Все эти «бонусы», разумеется, заметно увеличили смету строительных расходов.



Как сообщило издание «Версия», по первому контракту между ЕАБР и ООО «Зарубеждипстрой», подписанному в июле 2021 года, стоимость работ составляла около $129 млн. Однако с учетом замечаний, пожеланий и изменений технических требований, внесенных Министерством просвещения России, «цена вопроса» увеличилась почти на $50 млн. В этой связи 19 сентября 2022 года стороны заключили дополнительное соглашение.

Что пошло не так

После аудита строительно-монтажных работ было определено, что стоимость вновь требует пересмотра, так как заказчик и подрядчик заключили новое допсоглашение. Сумма выросла до $260 млн.

Причем новые расчеты были согласованы уже после того как строительные компании сдали все пять объектов. Подрядчики не сомневались, что оплату получат поэтому шли на осознанный риск и покрывали часть расходов на строительство из собственных средств. К примеру, на начальном этапе строители вложили $10 млн, затем были вынуждены добавить еще $40 млн, чтобы не останавливать процесс из-за отсутствия финансирования.

В целом, строительство школ в Таджикистане можно назвать успешным проектом — дети сели за парты с начала учебного года, объекты соответствуют всем современным требованиям. Вероятно, из-за этого ЕФСР поручили реализовать аналогичный проект в Кыргызстане, в рамках которого к 2027 году в нескольких населенных пунктах республики возведут девять русскоязычных школ.

Таджикский опыт

Однако таджикский опыт говорит, что прежде чем приступить к реализации проекта – нужно сначала получить деньги.

В декабре 2022 года российские власти предоставили оператору проекта — Евразийскому фонду стабилизации и развития — дополнительное финансирование. Как утверждает руководство «Зарубеждипстроя», именно с этого момента и начались проблемы. Точнее, ЕФСР стал поднимать вопрос неустоек и предъявлять претензии строителям. Например, возник вопрос, почему заказчик не подписал акт предварительной приемки объектов.

   - Это противоречит здравому смыслу, ведь без этого документа невозможно было бы сдать школы в эксплуатацию, - возмутились строители.

Руководитель ООО «Зарубеждипстрой» Александр Тимофеев не скрывает, что заказчик и оператор проекта попытались сделать все, чтобы не выплачивать исполнителю деньги.

Рассчитываться не собираются

Общая стоимость контракта с учетом допсоглашений составила почти $260 млн. При этом генподрядчик выполнил 85% работ, получив оплату в размере 60%. Таким образом, по расчетам стройкомпании, задолженность достигает $43 млн. Однако, как подчеркивает Тимофеев, рассчитываться с ними никто не собирается.

Но необоснованные претензии выглядят мелочью по сравнению с тем, что после выделения дополнительных средств из российского бюджета ЕАБР в одностороннем порядке разорвал договор с «Зарубеждипстроем» и привлек для завершения проекта другого подрядчика — ООО «Геолайн». Ситуация выглядит абсурдно, но тем не менее, новый исполнитель не только осваивает дополнительное финансирование, но и получает деньги за работы, выполненные осенью 2022 года предыдущими участниками проекта.

«Зарубеждипстрой» обращался в различные инстанции и в России, и в Таджикистане с просьбой разобраться в этом деле. Но, как оказалось, многие госорганы не имеют полномочий проверять деятельность ЕАБР и ЕФСР.

Иммунитет

Что касается таджикистанской стороны, то субподрядные организации также предпринимали попытки урегулировать вопрос с неоплаченными работами. Одна из таких строительных организаций выиграла спор в суде по иску против Евразийского банка развития, и решение, обязывающее Банк выплатить возмещение, поддержала высшая судебная инстанция Таджикистана. Но, судя по всему, исполнять это решение ЕАБР не собирается.

Столкнувшись с «неподсудностью» заказчика в лице Фонда и Банка и не видя положительной динамики в разрешении возникшей ситуации, компании строительной отрасли Таджикистана обратились с открытым письмом к президентам обеих стран.

В документе указывается, что только субподрядчикам из Таджикистана (без учета генерального подрядчика и субподрядчиков из иных государств) заказчик задолжал более $ 28 млн, что многим из них грозит банкротством.

   - Разрешение сложившейся ситуации невозможно без вашего дополнительного внимания, так как в ответ на все попытки урегулировать вопрос, грозящий международным скандалом, представители данных международных финансовых организаций прикрываются иммунитетами, чем фактически блокируют проводимую работу по установлению реальных обстоятельств дела — не предоставляют запрашиваемые сведения и документы в ответ на запросы государственных органов, игнорируют обращения участников проекта, не исполняют принятые в отношении них судебные решения в стране их присутствия, - говорится в письме, адресованном Путину и Рахмону.

Международный шантаж

Авторы обращения отметили, что некоторые из субподрядчиков получили от Фонда и Банка весьма «интересное» предложение, которое поспособствует закрытию образовавшейся задолженности: заказчик решит проблему в обмен на благодарственные письма руководству ЕФСР, а также на согласие снизить стоимость выполненных работ, переоформив соответствующие акты.

   - Такая форма шантажа порочит честь международных финансовых организаций, призванных стать аналогами МВФ в складывающемся мировом порядке, равно как накладывает тень на имидж учредивших их государств, — резюмируют представители таджикских строительных компаний.

Предприниматели попросили глав государств снять иммунитет с ЕФСР и ЕАБР и со всех лиц, принимавших решения по проекту, а также подключить к решению вопроса Генеральные прокуратуры Таджикистана и России.