Недавние кадровые перестановки в Мангистауской области вызвали бурные обсуждения. И это отнюдь не случайно, такой тотальной кадровой «чистки» в высших эшелонах власти край не знал едва ли не с жанаозенских событий. Буквально в один день лишились своих постов начальник департамента полиции Аян Дуйсембаев, главный прокурор Руфат Куттуков и аким области Нурлан Ногаев. Предшествовала же этим увольнениям отставка главы ключевого предприятия региона - «КазМунайГаза» Магзума Мирзагалиева.
Что стоит за глобальными кадровыми перестановками в нефтяной области, и может ли «перезагрузка» в Мангистау стать отправной точкой для улучшения жизни простых граждан, - пытался разобраться корреспондент Ulysmedia.kz.
Кто на новенького?
Большая кадровая чистка началась 15 мая. Именно в этот день пронесся слух: в Мангистауской области ожидается смена руководства ДКНБ. Слух обрел реальные формы 16 мая, когда на сайте ДКНБ неожиданно и тихо в разделе «руководство» изменились фамилии: вместо Бахытжана Валениязова появилось имя Серика Амирова. К вечеру того же дня стало известно – в отставку ушел аким Мангистауской области Нурлан Ногаев.
Но на этом кадровые изменения не закончились. На следующий день казахстанцы с изумлением наблюдали за целым рядом назначений. Так, вопреки всеобщим прогнозам, что новым акимом будет Магзум Мирзагалиев, главой региона назначили Нурдаулета Килыбая, до этого возглавлявшего АО «Озенмунайгаз». Место областного прокурора занял Айдос Майлыбаев, которого перевели в нефтяной регион с аналогичной должности из куда более спокойной Акмолинской области.
Вишенкой на торте кадровых рокировок стала смена руководства в областном департаменте полиции. Аян Дуйсембаев, возглавлявший ДП с февраля 2022 года, уступил генеральское кресло Сагындыку Аяганову, до этого момента несшему службу в качестве заместителя начальника ДП Павлодарской области.
Радикальная смена руководства всего силового блока региона вызвала немало пересудов и теорий относительно ее причин в социальных сетях. Казахстанцы высказывали мнение о том, что-де «кадровая чистка» напрямую связана с результатами специальной проверки, которая якобы выявила нелицеприятный факт: руководители нефтесервисных и добывающих предприятий сами провоцировали рабочих на забастовки, чтобы добиться выгодных контрактов. Пользователи заявляли: именно эта порочная практика стала причиной отставки не только Мирзагалиева, но и глав силовых ведомств.
Кстати, освобождение от должности руководителей силовиков объясняли борьбой со сращиванием силовых структур и чиновников для теневого контроля над протекающими через Мангистау потоками нефтедолларов.
Насколько соответствовали слухам истинные причины кадровой чистки в Мангистау, сказать трудно, однако, новых назначенцев в силовом блоке объединяет одна небольшая деталь: все они, кроме разве что, уроженца и коренного жителя ЗКО Серика Амирова, в разное время трудились в ЗКО, но основной опыт работы получили вдали от самого протестного региона.
Мангистау – область контрастов
Завидовать или сочувствовать новой команде назначенцев, перед которыми была поставлена вполне конкретная задача – разобраться с многочисленными проблемами в регионе - вопрос сложный.
При том, что Мангистауская область – ещё и курортный рай, здесь добывается порядка 30 % всей казахстанской нефти.
Согласно данным википедии, экономическое пробуждение региона было обусловлено открытием геологами в середине прошлого века богатейших залежей урана и редкоземельных элементов, нефти и газа. Средняя зарплата здесь была самой высокой среди областей Казахстана. Но тем не менее, в отдельные годы по безработице регион занимал первое место в Казахстане и давал к началу XXI века наибольшую долю налогов, сборов и платежей.
Сейчас Мангистау - одна из наиболее процветающих в Казахстане областей, где в последние годы усиливается иммиграционный прирост населения.
Мангистауская область — это также уникальный производственный комплекс, единственный в Казахстане, автономно обеспечиваемый всеми видами энергии и воды, производимых на Мангышлакском атомном энергетическом комбинате.
В основе экономики региона — нефтегазовый сектор, объём продукции которого занимает более 90 процентов общего объёма промышленной продукции.
Уникален и этнический состав Мангистау – 90,99% жителей составляют представители титульного этноса одной родовой ветви – адайцы. Отличает их чувство коллективизма, бесстрашие и горячий темперамент.
Может быть, поэтому практически вся история этого благодатного края состоит сплошь из забастовок рабочих нефтяной отрасли. Две самых знаковых акции протеста – забастовка в Жанаозене 2011 года, закончившаяся кровопролитием, и акция протеста в связи с повышением цен на сжиженный газ в январе 2022 года, впоследствии перекинувшаяся на вся страну и послужившая детонатором для кантарских событий.
Когда верхи не могут…
О назревшей необходимости кадровой перезагрузки сегодня говорят многие эксперты. Политик Айкын Конуров – один из них.
- Исторически сложилось, что западный регион стал незатухающим центром протестности Казахстана, - поясняет Айкын Ойратович.
- В этом достаточно много причин: ментальность местных жителей - они суровы и с обостренным чувством справедливости, блеск офисов и жизни экспатов, что зарабатывают на природных ресурсах, коррупция в среде чиновничества и силовиков, понимание, что нефть кормила, кормит и еще долго будет кормить Казахстан.
Как отмечает политик, по логике жизни, западный регион должен быть процветающим, если не с точки зрения экологии, а транснационалы, что там хозяйничают, особо этим не заморачиваются, то хотя бы относительно инфраструктуры и доходов местных жителей.
- К сожалению, мы наблюдаем обратное: экологические и техногенные проблемы, разбитую инфраструктуру, снижение доходов и качества жизни наших граждан. За все эти годы не запомнился ни один чиновник из области или центра, который бы болел за регион. Болели за себя, карьеру, как пройти между струйками и остаться в обойме. В народе воспринимали назначение в регион, как отправку на трудное, но богатое и обильное кормление, можно сказать, чтобы подзаработать. Так называемая «пакетная» отставка чиновников и силовиков - это косвенный признак того, что эта команда безнадежно провалила работу или опасно срослась с криминалом, который успешно паразитирует на рынке нелегальной нефти и газа по всему Западу Казахстана.
Айкын Конуров не исключает что к сносу команды приложили руку и всемогущие транснационалы, работающие в регионе, которым надоели и социальные и криминальные конфликты.
Как вы считаете, это начало перезагрузки? Ведь Запад - не только Мангистау, есть ещё Атырау и Уральск. Там, по вашему прогнозу, тоже будет "чистка" рядов?
- Думаю, что выводы будут делаться на основании итогов социально-экономического развития регионов всего Казахстана, и затронет это не только Запад. Есть большая проблема кадрового резерва, что способен проводить реформы. Соответственно, Акорда будет проводить и дальше осторожную кадровую политику в регионах. Но Запад, который фактически кормит страну, будет в фокусе внимания. Кроме того, нельзя забывать, что именно на Западе сконцентрировано самое большое количество транснационалов, которые, как показывает практика, способны менять не только областное начальство, но и руководство целых стран.
А есть ли шанс, что рокировка даст положительный эффект и область начнет процветать?
- В регионе нужны руководители, которые при поддержке из центра наведут порядок, вот тогда всем - народу, транснационалам, МСБ - будет лучше. Сможет ли новое руководство сделать это? Время покажет. Но с уверенностью можно говорить: сделать это будет очень трудно.