Снижение инвестиций и стагнация отрасли: почему нельзя сдерживать цены в рыночной экономике?

Асель Аубакирова

В РК наблюдается ощутимый рост цен на коммунальные услуги, передаёт Ulysmedia.kz со ссылкой на ranking.kz.

Shutterstock

По итогам мая текущего года удорожание распределилось так:

  • холодная вода — на 35,9% за год;
  • услуги водоотведения — на 43,9%;
  • электроэнергия — на 31,4%;
  • отопление центральное — на 33%;
  • горячая вода — на 35%.

При этом в целом по стране уровень инфляции составил 8,5%, т. е. удорожание в коммунальной сфере в разы превышают общий рост цен на товары и услуги. Подобный рост связан с реализацией программы «Тариф в обмен на инвестиции», которую наконец запустили в прошлом году, после того как цены в секторе удерживались годами, а ветшающее оборудование и инфраструктура привели к многочисленным перебоям и трагедиям. Ожидаемо, подобный скачок цен на коммунальные услуги — закономерный результат сдерживания естественного удорожания в предыдущие годы. Отложенный негативный эффект более масштабно ударил по населению.

Покажем в динамике: если рассматривать данные за тот же месяц — май — в предыдущие годы, то, к примеру, с 2017-го по 2023 год рост цен на холодную воду максимально подскакивал в моменте до 7,3%, а в 2019-м, 2020-м и 2022 годах и вовсе наблюдалось снижение цен. Динамика цен на отопление также была сдержанной, а в 2019-м, 2020-м и 2022 годах наблюдалось существенное снижение стоимости этой услуги. В целом по остальным коммунальным услугам ситуацию похожая, более подробно можно посмотреть на графике ниже.

Что же происходит при сдерживании цен? Искусственное сдерживание роста цен ниже уровня инфляции, а то и вовсе удешевление приводят к отсутствию доходов и соответственно резкому снижению инвестиций. Так, к примеру, вплоть до 2018 года включительно инвестиции в сектор электроснабжения, подачи газа, пара и воздушного кондиционирования стагнировали и держались на уровне, не превышающем 545 млрд тг. В 2019 г. наблюдался рост, но затем инвестиции опять просели и находились также на одном уровне. При этом, когда запустилась программа «Тариф в обмен на инвестиции», объём капвложений в секторе в 2023 году увеличился на 56,3% до рекордных 1,2 трлн тг. В текущем году рост инвестиций также продолжается. Более детально представлено в графике ниже.

Аналогичная ситуация наблюдается и в секторе водоснабжения, водоотведения и контроля над сбором и распределением отходов — также до 2019 года объём инвестиций держался на одном невысоком уровне, без какого-либо существенного роста. Далее с 2020 года наблюдался незначительный рост и только в 2023 году мы видим существенный скачок инвестиций — плюс 23,6% до 598,6 млрд тг.

В результате и без того изношенная коммунальная инфраструктура годами недополучала нужные финансовые вливания, и теперь вопрос модернизации и развития стоит максимально остро. Рост аварийности и снижение качества предоставляемых услуг — результат всё того же сдерживания цен — меры максимально неэффективной и небезопасной на долгих дистанциях.

Важно понимать: инвестиции — это не какой-то абстрактный показатель, это буквально способность любой сферы развиваться, справляться с растущими с увеличением населения нагрузками, вводить новые мощности и своевременно компенсировать износ.

Мы уже были свидетелями катастроф в Экибастузе, Риддере и прочих городах и населённых пунктах страны. Сейчас изношенность коммунальных мошностей и сетей всё ещё находится на катастрофически высоком уровне. Скажем, годом ранее признали, что средний износ оборудования ТЭЦ в Казахстане составляет 66%, а наиболее высокий уровень износа в Уральске, Степногорске, Таразе, Кызылорде и Кентау — более 80%. И всё это — результаты подобной противоестественной работы в рыночных условиях «регуляции» цен.

Похожая ситуация происходит и в секторе телекоммуникаций. С 2023 года также наблюдается постепенный рост тарифов на услуги мобильной связи. Так, по итогам мая текущего года рост цен составил 12,4% за год, причём это существенно ниже, чем в сегменте коммунальных услуг.

Важно отметить, что вплоть до 2018 года включительно цены на услуги мобильной связи не росли вообще, а в последующие годы наблюдалось незначительное удорожание в пределах 1,5%–3,3%, в то время как уровень инфляции в разы превышал этот показатель. Впоследствии, как и в секторе коммунальных услуг, это сильно сдерживало динамику инвестиций. Как отмечено в графике ниже, до 2023 года максимальный объём инвестиций наблюдался в 2022-м — 178,9 млрд тг, а до этого сумма варьировалась в пределах 100–130 млрд тг, при этом были года, когда показатели скатывались еще ниже.

Однако после умеренного повышения цен в 2023 году объём инвестиций в секторе связи повысился в более чем в 2,5 раза за год, до 451,7 млрд тг. То есть цены на услуги связи выросли всего на 12,4%, а инвестиции в секторе — в несколько раз.

Как и в других сферах, инфраструктура сектора связи также подвергается сильному износу, что может негативно сказаться на предоставлении услуг. Следовательно, вливание инвестиций крайне необходимо, а для этого требуется привлечение средств.

Стоит учесть и еще один немаловажный момент: инвестиции участников сектора связи на 99% состоят из собственных средств бизнеса, в то время как инвестиции в сфере коммунальных услуг включают в себя немалую долю бюджетных средств, то есть денег налогоплательщиков. Таким образом, казахстанцы платят за инвестиции в сектор коммунальных услуг не только через повышение тарифов, но и через налоги в госбюджет. В секторе связи такого не происходит, хотя сегодня отсутствие связи и интернета может оказаться для человека не менее критичным и иметь такие же катастрофические последствия, как аварийное отключение света или воды.

В заключение отметим, что искусственно сдерживать цены ниже рынка всегда бессмысленно и непродуктивно, это приводит к единственно возможному финалу — износу и авариям, и казахстанцы уже были свидетелями этого. Отложенный эффект приводит к более масштабному удару по кошелькам, нежели ежегодный рыночный рост. Так или иначе цены растут всегда и на всё — это основы экономики.