Министр транспорта Марат Карабаев во время брифинга в правительстве сообщил, что вьетнаский VietJet приобретает казахстанскую авиакомпанию Qazaq Air, передает Ulysmedia.kz.
Сколько стоит сделка и какие обзяталеьства
Сделка по передаче Qazaq Air в руки вьетнаской компании VietJet должна закрыться до конца сентября. Контракт предусматривает обязательную оплату всего долга отечественного авиаперевозчика. Сумма его 38 млрд тенге. Также вьетнамцы должны зарегистрировать не менее 20 воздушных судов для компании, которые должны работать как внутри страны, так и по международным направлениям.
“Сам инвестор планирует до 50 воздушных судов привести. Достаточно сильный игрок появится на рынке, потому что, как известно, у Scat и Air Astana по 54 борта. Это повлияет на конкуренцию и доступность авиабилетов. Сделку ведет "Самрук-Казына", стоимость сделки есть, по-моему была порядка 2 млрд тенге. По Qazaq Air хочу сказать, что очень хорошая сделка, потому что долг полностью будет выплачен иностранной компанией, плюс за 5 лет 50 бортов. Это существенный вклад в авиаотрасль Казахстана", – отметил министр.
Что еще
Ранее сообщалось, что обсуждается вопрос предоставления в доверительное управление вьетнамскому инвестору одного из аэропортов РК, в котором разместятся их борты, с условием, что в воздушную гавань будут вложены дополнительные инвестиции.
"С VietJet Air мы обсуждаем более широкие возможности, то есть это не только хаб, который будет аэропортом базирования, мы обсуждаем использование его как центра доставки грузов в Казахстан, сбора грузов на нашей территории из других стран и дальнейшую их транспортировку за пределы страны. То есть, допустим, если это аэропорт Актобе: в Актобе прилетают борты из Китая либо из Вьетнама, груз оставляют/забирают, дополнительную заправку делают и дальше вылетают в Европу", – говорил Карабаев.
Со слов министра, приоритет отдаётся аэропорту Актобе, но компания также проявляет интерес к аэропортам Туркестана и Кызылорды.
Qazaq Air
Qazaq Air занимает на рынке Казахстана долю в 7%. В числе международных направлений всего два маршрута в российские города. Компания имеет пять собственных самолётов Bombardier DHC-8.
В августе 2023 года фонд объявлял открытый двухэтапный конкурс по реализации от 49% до 100% акций АО. 18 августа его признали несостоявшимся из-за отсутстия потенциальных покупателей. Тогда сумма сделки составляла также 10,2 млрд тенге.
В январе 2024 года объявили повторный конкурс по продаже акций Qazaq Air, однако авиакомпанию вновь не смогли продать.
23 мая стало известно, что авиакомпанию приватизировал вьетнамский холдинг.
У компании, по данным министра транспорта, имеется долг. Экономист Галымжан Айтказин ранее писал, что чистый убыток перевозчика за 2022 год составил 6,6 млрд тенге после 6,5 млрд тенге чистого убытка в 2021 году.
29 февраля 2024 года первый казахстанский председатель правления Qazaq Air Еркин Наурызбаев ушёл со своей должности, которую занимал с 9 сентября 2022 года. Временно исполняющим обязанности главы авиакомпании назначили Нурлана Жакупова, который 21 мая также уволился. Временно исполняющим обязанности председателя правления Qazaq Air стал финдиректор - член правления авиакомпании Адилбек Умралиев.