В Казахстане предлагается ужесточение контроля и принятие мер реагирования к торговым сетям по превышению размера вознаграждения, передает Ulysmedia.kz.
Что произошло
В Агентстве по защите и развитию конкуренции опубликовали доклад, в котором говорится о том, что торговые сети на рынке ретейла на протяжении долгого времени навязывают условия и ограничивают производителей и поставщиков товаров.
Детали
Согласно документу, в ретейле основным способом получения прибыли является торговая надбавка от реализации товара. Также доходы идут от услуг по продвижению товара, размещения рекламы, проведения промоакций компаний, продажи торгового пространства.
Как итог, в результате поставщики вынуждены включать в стоимость товара процент вознаграждения за оказываемые услуги по продвижению продукции, впоследствии влияющий на конечную стоимость продуктов.
Кроме того, установлены факты превышения 15% размера торговой надбавки на социально значимые продукты и товары со стороны торговых сетей.
На сегодня наибольшее количество услуг по республике оказывают Magnum Cash&Carry - 34 услуги, «Метро Кеш энд Керри» - 16 услуг, «Скиф Трейд» (сеть супермаркетов SMALL) - 11 услуг, «Жетi Аспан» (сеть супермаркетов Galmart) - 3 услуги, «АНВАР» - 1 услуга.
«Также имеет место взимание тройного вознаграждения с оказания информационных услуг путем разделения на три периода - квартал, полугодие и год, в том числе на СЗПТ. Торговые сети позиционируют себя как субъекты рынка, реализующие продовольственные товары. Однако действия Magnum Cash&Carry привели к тому, что основная прибыль формируется от производителей и поставщиков товара путем установления размера вознаграждений за «оказываемые услуги», а не от основной деятельности – «розничной реализации товара», - сообщили в АЗРК.
Также установлены нарушения со стороны SMALL и Magnum по злоупотреблению доминирующим положением в части применения разных цен и условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями без объективно оправданных на то причин.
В АЗРК указали и на отсутствие норм ответственности за несвоевременную оплату товара. Из-за этого поставщики вынуждены работать по условиям торговых сетей.
Что предлагается
Ужесточение контроля и принятие мер реагирования к торговым сетям по превышению размера вознаграждения. Расширение требований к услугам, оказываемым торговыми сетями для производителей продовольственных товаров, в законодательстве о регулировании торговой деятельности.
Разработка типового договора между производителем и поставщиком продукции на социально значимые продовольственные товары. Отдельное ведение учета по типу субъектов внутренней торговли - торговые сети, крупные торговые объекты, рынки/базары, магазины у дома - по продовольственным и непродовольственным товарам.
Ранее сообщалось, что цены на социально значимые продукты повысились в Казахстане за неделю.