Управляющий директор по экономике и финансам АО "Самрук-Казына" Айдар Рыскулов рассказал, что компания не считает долг в 2,9 трлн тенге КТЖ критичным. Тогда как в Высшей аудиторской палате заявляли, что существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО “Самрук-Қазына” не способны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны, передает Ulysmedia.kz.
“Нет серьезной ситуации”
“Основной долг КТЖ, который отмечала Высшая аудиторская палата, 2,9 трлн тенге, привлекался для обновления парка локомотивов, пассажирских вагонов. В целом, финансовая устойчивость компании не говорит о том, что она находится в каком-то критическом состоянии. КТЖ обслуживает свои долги, постоянны выплаты производит. Это подтверждают рейтинги агентства”, – сказал Айдар Рыскулов.
Он отметил, что сейчас наблюдается положительная динамика по сокращению финансового рейтинга по коэффиценту EBDA.
“Сейчас стоят большие вызовы перед КТЖ, большая инвестиционная программа. Она предполагает порядка 3-4 трлн тенге в ближайшие пять лет по привлечению для инфраструктурных проектов. Но оснонвая проблема – субсидирование перевозок. В основном 73% всех грузов перевозится ниже себестоимости. За прошлый год КТЖ недополучил 330 млрд тенге. КТЖ недофинансирует из-за этого инфраструктуру”, – рассказал он.
Сейчас, по его словам, ведут работу вместе с госорганами. Пришли к пониманию, что субсидирование транзитных перевозок в страны ЕАЭС нужно поддержать, при этом тарифы должны быть с повышенным каэфициентом. Это позволит снизить влияние на внутренний рынок.
“Здесь нет такой серьезной ситуации в отношении долга КТЖ. Это все находится в рамках управляемого коридора с учетом необходимости привлечения инвестиций”, – заключил Айдар Рыскулов.
ВАП думает иначе
Ранее глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов предоставил неутешительный прогноз для "Казахстан темир жолы”. По его словам, грузооборот по линии КТЖ стоит на 73% ниже себестоимости, убытки составили 907 млрд тенге. Их перекрывают в основном за счет транзита. Кроме того, он отмечал, что КТЖ не способна оплачивать свои обязательства, находится в “красной” зоне кредитного риска, долг компании на начало этого года – 2,9 трлн тенге, и рост его продолжается.
“Необходимо провести оптимизацию затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния. При этом существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО “Самрук-Қазына” не способны предотвратить кризис Национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ.”, – считают в ВАП.
Как на ситуацию смотрит Минтранс
Марат Карабаев утверждает, что КТЖ с 2020 года является прибыльной, в прошлом году чистая прибыль составила 134 млрд тенге. А долг образовался за счет того что государство не выделяло деньги, большие проекты компания осуществляла за свои деньги. Также он подтвердил версию “Самрук-Казыны” сообщив, что компания еще не просрочила ни одного кредитного займа.
Также министр отметил, что обсуждается вопрос об отделениии магистральной железнодорожной сети в отдельное юридическое лицо. Также он предполагал, что компанию, возможно, рассмотрят только как перевозчика.