"Нет серьёзной ситуации" - "Самрук-Казына" о долге КТЖ в 2,9 трлн тенге

Кристина Колосовская

Управляющий директор по экономике и финансам АО "Самрук-Казына" Айдар Рыскулов рассказал, что компания не считает долг в 2,9 трлн тенге КТЖ критичным. Тогда как в Высшей аудиторской палате заявляли, что существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО “Самрук-Қазына” не способны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны, передает Ulysmedia.kz. 

КТЖ

“Нет серьезной ситуации”

“Основной долг КТЖ, который отмечала Высшая аудиторская палата, 2,9 трлн тенге, привлекался для обновления парка локомотивов, пассажирских вагонов. В целом, финансовая устойчивость компании не говорит о том, что она находится в каком-то критическом состоянии. КТЖ обслуживает свои долги, постоянны выплаты производит. Это подтверждают рейтинги агентства”, – сказал Айдар Рыскулов. 

Он отметил, что сейчас наблюдается положительная динамика по сокращению финансового рейтинга по коэффиценту EBDA.  

“Сейчас стоят большие вызовы перед КТЖ, большая инвестиционная программа. Она предполагает порядка 3-4 трлн тенге в ближайшие пять лет по привлечению для инфраструктурных проектов. Но оснонвая проблема – субсидирование перевозок. В основном 73% всех грузов перевозится ниже себестоимости. За прошлый год КТЖ недополучил 330 млрд тенге. КТЖ недофинансирует из-за этого инфраструктуру”, – рассказал он.

Сейчас, по его словам, ведут работу вместе с госорганами. Пришли к пониманию, что субсидирование транзитных перевозок в страны ЕАЭС нужно поддержать, при этом тарифы должны быть с повышенным каэфициентом. Это позволит снизить влияние на внутренний рынок.

“Здесь нет такой серьезной ситуации в отношении долга КТЖ. Это все находится в рамках управляемого коридора с учетом необходимости привлечения инвестиций”, – заключил Айдар Рыскулов.

ВАП думает иначе 

Ранее глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов предоставил неутешительный прогноз для "Казахстан темир жолы”. По его словам,  грузооборот по линии КТЖ стоит на 73% ниже себестоимости, убытки составили 907 млрд тенге. Их перекрывают в основном за счет транзита. Кроме того, он отмечал, что  КТЖ не способна оплачивать свои обязательства, находится в “красной” зоне кредитного риска, долг компании на начало этого года – 2,9 трлн тенге, и рост его продолжается. 

“Необходимо провести оптимизацию затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния. При этом существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО “Самрук-Қазына” не способны предотвратить кризис Национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ.”, – считают в ВАП. 

Как на ситуацию смотрит Минтранс

Марат Карабаев утверждает, что КТЖ с 2020 года является прибыльной, в прошлом году чистая прибыль составила 134 млрд тенге. А долг образовался за счет того что государство не выделяло деньги, большие проекты компания осуществляла за свои деньги. Также он подтвердил версию “Самрук-Казыны” сообщив, что компания еще не просрочила ни одного кредитного займа. 

Также министр отметил, что обсуждается вопрос об отделениии магистральной железнодорожной сети в отдельное юридическое лицо. Также он предполагал, что компанию, возможно, рассмотрят только как перевозчика.