×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Финансовые потери, двойная оплата, плохое качество медуслуг: итоги госаудита ОСМС

Финансовые потери, двойная оплата, плохое качество медуслуг: итоги госаудита ОСМС
Sputnik

Высшая аудиторская палата (ВАП) представила итоги госаудита эффективности НАО "Фонд социального медицинского страхования" и его региональных филиалов за 2022-2023 годы, передаёт Ulysmedia.kz.

ОСМС

Как сообщил член ВАП Расул Рахимов, аудит охватил средства и активы на 3,8 трлн тенге. Проверочные мероприятия затронули 13 организаций.

На сегодня в систему Обязательного социального медстрахования (ОСМС) входят 16,2 млн человек. При этом 12 млн относятся к льготным категориям, взносы за которых делает государство. Также есть около 2 млн госслужащих, работников бюджетных организаций и квазигоссектора.

В результате финансовая нагрузка на государство без учёта частных расходов (платной медицины) составляет минимум 76%.

Итоги аудита

“Один из ключевых выводов аудита состоит в том, что, несмотря на внедрение ОСМС, ощутимого снижения нагрузки на государство за счёт солидарной ответственности граждан по-прежнему нет. Имеет место хроническое неосвоение средств Нацфонда”, – говорится в сообщении.

За аудируемый период в рамках гарантированного и целевого трансфертов было выделено свыше 50 млрд тенге. Однако неосвоенными остались 13 млрд тенге, или 26%.

“Фонд не уделяет должного внимания мониторингу качества медуслуг”, – сказано в релизе.

Например, по Астане был проведён контрольный осмотр двух крупнейших поставщиков в рамках ОСМС, за которыми суммарно закреплено 179 тысяч человек. В результате выявлено отсутствие собственных производственных помещений и медоборудования, наблюдается практика их почасовой аренды.

В ряде клиник данных ТОО отсутствовали лицензии на отдельные виды деятельности и пандусы для приёма немобильных граждан.

Наряду с этим аудит выявил факты двойной оплаты соисполнителями медуслуг за счёт ФСМС и самих граждан, хотя по существующим правилам медучреждения принимают обязательство не брать оплату за те виды медпомощи, которые финансируются по линии ГОБМП (гарантированный объём бесплатной медицинской помощи) и ОСМС.

Так, по стационарной помощи установлены факты двойной оплаты минимум на 1,7 млрд тенге, по амбулаторной – на 27,6 млрд тенге. Отмечается, что фонд не проводит мониторинг этого аспекта.

Отдельным нарушением выведена двойная оплата ФСМС услуг стоматологических клиник. В тариф медстрахования уже была включена стоимость анестезии, но стоматологии взяли за неё дополнительную оплату с фонда суммарно на 2,1 млрд тенге.

Кроме того, в результате сверки данных информсистем Минздрава, МВД и Минюста выявлены факты оформления лекарств на граждан, выехавших на постоянное место жительства за рубеж.

Госаудит также выявил, что по состоянию на март 109 медорганизаций в Казахстане имели просроченную кредиторскую задолженность на 19 млрд тенге.

“Однако при распределении объёмов средств ФСМС не учитывается финансовое положение поставщиков, что может негативно сказаться на предоставлении медуслуг населению”, – говорится в сообщении.

В целом по итогам аудита установлены: процедурные нарушения более чем на 32 млрд тенге; неэффективное планирование и использование средств – на 31,1 млрд тенге. Сумма финансовых потерь и упущенной выгоды составила 11,8 млн тенге.

Также установлено 65 процедурных нарушений, 154 иных нарушения и системных недостатка.

“Материалы по фактам двойной оплаты медуслуг и приписок передаются в правоохранительные органы”, – проинформировали в ВАП. 

Критика ОСМС

Ранее депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов раскритиковал систему медицинского страхования и заявил, что реформа не была успешно реализована.

В 2022 году президент Токаев констатировал неэффективность системы медстрахования в Казахстане. 

Тем временем в 2023 году на содержание Фонда медстрахования потратили 8,5 млрд тенге.

Аудит Минздрава

Ранее в ходе аудита Минздрава РК выявили нарушения на 3,7 млрд тенге.

В ведомсте сообщили, что были выявлены системные недостатки и отсутствие должного контроля.

В итоге своих должностей лишились ключевые руководители ответственных подразделений министерства и его подведомственных организаций.