Вопрос об отсрочке внедрения НДТ для предприятий из топ-50 не стоит, но поблажки будут

Кристина Колосовская

Министр экологии Ерлан Нысанбаев в кулуарах мажилиса вдруг заявил, что вопрос об отсрочке по некоторым предприятиям не рассматривался для внедрения НДТ. Тогда как в начале года сам писал пояснение на имя премьер-министра об отсрочке для 50 предприятий реализации этой идеи, передает Ulysmedia.kz. 

Коллаж Ulysmedia

Отсрочку для топ-50 не рассматривают

“Законодательно вы знаете, что до 2031 года все предприятия должны переходить на наилучшие доступные технологии (НДТ) с 2025 года Топ-25 предприятий. На сегодняшний день никаких отсрочек для них нет. Мы сейчас ведем с каждым предприятием Топ-50 персональную работу, чтобы обеспечить выполнение их обязательств.”, – сказал министр.

Он отметил, что вопрос об отсрочке по некоторым предприятиям не рассматривался. 

“Буквально на днях мы провели совещание. Я поставил на контроль с тем, чтобы к концу 2024 года мы четко понимали по всем Топ-50 какая ситуация. Мы объясняем нашим представлям компаний, что к 2025 году мы начнем принимать меры. Законодательно будут увеличены выплаты за эмиссию: в два, четыре и восемь раз. Мы будем также принимать административные меры наказания в отношении нарушения сроков”, – отметил он. 

Поблажки все-таки будут 

“Единственное будут рассмотренны по отдельным более аргументирвоанные причины, потому что все-таки надо понимать, что многие предприятия-загрязнители достались нам с советских времен, есть старые технологии, требуются немалые средства. Но пока на сегодняшний день этот вопрос не рассматривается. Мы отрабатываем вопрос, чтобы все Топ-50 выполнили свои условия”, – заключил он.

Или министр не понял, или лукавит 

Вместе с тем, Ерлан Нысанбаев или забыл, или решил сделать вид, что не понял вопроса. Известно, что на портале “Открытые НПА” есть документ, согласно которому 50 крупнейших предприятий смогут перейти на НДТ не с 2025 года, а с 2031 года. 

“Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2025 года и подлежит официальному опубликованию, за исключением строк 1 – 20 Перечня пятидесяти объектов I категории, наиболее крупных по суммарным выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду на 1 января 2021 года, которые вводятся в действие с 1 января 2031 года”, –говорилось в документе за подписью премьер-министра Олжаса Бектенова. 

Сам министр писал обоснование к этому документу

“Энергетика в Казахстане находится в состоянии кризиса. Износ генерирующего оборудования, зданий сооружений, сетей и иной энергетической инфраструктуры достиг критических значений. На постоянной основе возникают аварийные ситуации на энергообъектах в разных регионах страны”, – писал он.

По словам Ерлана Нысанбаева, есть программа “Тариф в обмен на инвестиции”, которая предусматривает мероприятия, направленные на изменение снижение износа и аварийности, преодоление дефицита электрической, тепловой энергии и мощности. На нее требуются крупные инвестиции, возврат которых в значительной части приводит к увеличению тарифов.

“Для внедрения наилучших доступных техник (НДТ) на электростанциях также потребуются колоссальные инвестиции, которые в масштабах страны исчисляются сотнями миллиардов тенге, что приведет к кратному росту тарифов, в том числе для населения, что безусловно приведет к росту социального напряжения. Другой проблемой является тот факт, что на сегодняшний день необходимое очистное оборудование в Казахстане не производится соответственно основная часть средств будет выведена за рубеж в страны, где такое оборудование производится. На основании вышеизложенного предлагается предусмотреть для энергопроизводящих организаций перенос начала срока получения комплексного экологического разрешения и внедрения НДТ с 2025 года на 2031 год”, – писал министр. 

К этим предприятиям относятся следующие: