Не опаснее любой другой работы: Минобороны отрицает дедовщину и смерти в мирное время

Гумарова Асем

Вице-министр обороны Казахстана Шайх-Хасан Жазыкбаев назвал утверждение о гибели солдат в мирное время "некорректным", передаёт Ulysmedia.kz

sputnik.kz/фото из открытых источников

Что произошло

Выступая на брифинге перед журналистами, чиновник после череды шокирующих новостей из армии сообщил, что утверждения о дедовщине и гибели солдат в мирное время — "некорректные" и "противоречивые".

Цитата

"Несмотря на проводимую нами работу, мы видим, сейчас что в гражданском обществе сформировались два противоречивых и некорректных утверждения: первое заключается в том, что в армии в мирное время гибнут военнослужащие. Второй тезис о наличии якобы дедовщины среди личного состава", — сказал он.

Суициды и травмы

Чиновник объяснил травматизм и смерти в армии "непростыми условиями жизни", при этом тут же заявив, что служба в Вооруженных силах в мирное время не намного опасней, чем любая другая профессия.

"Почти все случаи гибели военнослужащих на сегодняшний день аналогичны случаям гибели гражданского населения. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что основными причинами гибели и травматизма военнослужащих являются: неосторожное обращение с оружием и боеприпасами, нарушение мер безопасности при эксплуатации техники, дорожно-транспортные происшествия во внеслужебное время, смертность по болезни, суициды и попытки к ним на почве семейных неурядиц", — сказал он.

Также представители СМИ уточнили, не боятся ли в министерстве, что парни в Казахстане станут избегать армию всеми возможными способами из-за её "криминальный" репутации.

"Не надо всех обобщать, что все не хотят. Мы понимаем, что есть такие. Но в целом, за последние 2-3 года, количество комплектования всех видов вооруженных сил происходит 110-120% комплектация. Обобщать такое, что народ не хочет — это голословно. Есть отдельные факты, с ними разбираемся", — ответил начальник Департамента воспитательной и идеологической работы Тлеухан Басхожаев.

Трагедии в армии

17 сентября, военный получил пулевое ранение в голову в Арыси. 

13 сентября сержант совершил суицид в Военном институте сухопутных войск в Алматы. По данным министерства внутренних дел, в настоящее время по факту самоубийства ведется досудебное расследование.

13 сентября военного госпитализировали с огнестрельным ранением в Жезказгане.

7 сентября на полигоне "Оймаша" во время сборов подразделений Регионального командования "Запад" произошла трагедия – 19-летний солдат Марат Ерболулы Баркулов, проходивший срочную службу, погиб в результате несанкционированного выстрела.

Ранее сообщалось, что солдат воинской части 5571 Нацгвардии в Алматы Ербаян Мухтар находился в коме почти полгода. Официальная версия гласит о том, солдат якобы упал в туалете и ударился головой о плитку. Родители парня в эту версию не верят. В Нацгвардии отметили, что следствие проводит экспертизы, а само досудебное расследование продолжается.

Суициды, травмы, не совместимые с жизнью, психический надлом – это то, что прочно вошло в патриотический пакет под названием “долг Родине”. О том, почему армейская служба не совместима с жизнью, читайте здесь

Точка кипения

9 сентября появилась петиция «За отмену воинской службы». Авторы утверждают, что в армии до сих пор есть дедовщина, низкая квалификация срочников, неготовность к современным вызовам, психологическое давление, случаи самоубийств, отсутствие личной мотивации и смысла службы для призывников.

Петиция направлена в адрес министерства обороны. Вероятно, там ответят, что служат срочники не только в воинских частях. Однако служить в «армию» направляют как раз военкоматы - после медосмотров и грифа «Годен» их распределяют служить в разные подразделения.

В армии наступил кризис

Минобороны и министр Руслан Жаксылыков докладывают о том, что делается для улучшения атмосферы в армии: камеры, психологи, плюшки после армии, отсрочки по кредитам. Но как-то это слабо работает. Бывший кадровый военный Кайрат Копбаев утверждает, что армия переживает системный кризис, несмотря на достаточное количество инструментов и механизмов по профилактике правонарушений. По его версии бывшего руководителя департамента кадровой службы Минобороны, нужно повышать ответственность командиров.

Он также отметил, что нежелание служить и попытки избежать призыва кроется не столько в страхе, сколько в нежелании тратить год на армию.