Тема атомной энергетики в Казахстане набирает обороты. Вполне ожидаемо, накануне референдума активизировали и сторонники, и противники идеи строительства АЭС. Первые доказывают, что в условиях глобальной борьбы с изменением климата и стремлением снизить зависимость от угля и дефицита электроэнергии – атомная станция весьма актуальна. Вторые говорят о безопасности, экологии, выборе поставщика и отсутствии кадров. Члены ассоциации стипендиатов «Болашак» - специалисты отраслей, связанных с атомной энергетикой обсудили и перспективы, и риски, которые несет АЭС. Корреспондент Ulysmedia.kz выслушал их мнение.
Почему АЭС, а не другие источники энергии
Инженер Абылай Танирберген рассказал о принципах работы АЭС, отметив, что по своей сути они не отличаются от любой ТЭЦ.
- АЭС, если так посмотреть, это большой чайник, в котором вода просто кипит и выделяет пар. С ТЭЦ они схожи на 100 %, но вместо угля в них используют таблетки урана, который выделяет очень хорошую энергию, – объяснил Танирберген принцип работы станции.
По его мнению, если выбирать лучшее из «зеленых» технологий - АЭС стоит на первом месте, ей проигрывают и солнечная и ветряная энергия.
Возобновляемые источники:
Вместе с тем, АЭС, на его взгляд, требует очень высоких материальных затрат. Однако, заметил специалист, вопрос снижения стоимости сейчас активно изучается, тем более, что по сравнению с традиционными источниками, атомные станции выделяют значительно меньше парниковых газов, что позволяет сократить углеродный след.
Балхаш испарится?
Одним из аргументов против АЭС - это опасение, что уровень воды в Балхаше значительно снизится, что приведет к очередной экологической катастрофе. Однако у экспертов на это есть контраргумент - при правильной эксплуатации и соблюдении норм безопасности АЭС не нанесёт вреда озеру. Для этого существуют строгие международные стандарты и технологические решения, направленные на защиту окружающей среды.
Абылай Танирберген привел пример АЭС в Огайо (США), которая действует с 1970 года. По его словам, на этом реакторе были небольшие происшествия, но никакого вреда реке, на которой стоит станция, нанесено не было. При этом есть испарение воды, но она все равно попадает в экосистему и питает водный источник за счет дождя.
Известно, что АЭС используют воду для охлаждения реакторов, но при этом задействованы системы, которые минимизируют воздействие на водоёмы. Абылай Танирберген утверждает, что реактор будет работать по принципу замкнутого водяного цикла: вода, для охлаждения реактора, не контактирует с окружающей средой и не выбрасывается в озеро. Она циркулирует по закрытой системе и охлаждается в специальных градирнях. А затем проходит фильтрацию и возвращается обратно в водоём.
Для потребителей дорого?
Также Абылай Танирберген успокоил тех, кто говорит о высокой стоимости самой АЭС и энергии, которую она будет вырабатывать. Он отметил, что есть немало решений для ее снижения.
Болашаковец предложил использовать американский опыт, где есть госструктура, которая контролирует и лицензирует атомные реакторы. При этом действовать эта организация должна под началом МАГАТЭ или ООН.
Научный сотрудник Асет Махамбетов на это отметил, что в составе Минэнерго уже есть комитет атомного энергетического надзора и контроля.
- Этот государственный орган лицензирует всю деятельность в области мирного использования атомной энергии: как ядерные установки, так и персонал, который эксплуатирует их. То есть тот же персонал, если ошибаюсь, ежегодно проходит переквалификацию, – сказал он.
Еще один выпускник программы «Болашак» Ерик Базарбаев подчеркнул, что с экономической точки зрения в долгосрочной перспективе, эксплуатация атомной электростанции выгодна по сравнению с другими источниками энергии.
- Если мы хотим войти в список развитых стран, мы должны принять эту технологию, поскольку, как показывает опыт и практика других стран, таких же, как и Китай и Корея, АЭС – это технологический прогресс и компетенции в будущем, – отметил он.
Не осталась без внимания и Германия, где как известно, начали отказываться от АЭС. Ерик Базарабаев связывает это решение с политикой, а не заботой об экологии.
- Это уникальный случай, в котором большую роль сыграла политика. Есть движение «зеленых», которое выступает против ядерной энергетики. Но сейчас уже ясно, что это было ошибочное решение. Я недавно читал, что они хотят запустить угольную генерацию, так как газ они теперь не могут покупать в России. Ну, соответственно, они загнали себя в угол, – считает Базарбаев.
А производство?
Казахстан - крупнейший производитель урана в мире и занимает более 40% мирового рынка. Уран - ключевое топливо для атомных электростанций, даёт Казахстану стратегическое преимущество.
- Уран добывается, очищается, переводится в закись-окись урана, которая в дальнейшем проходит процесс конверсии, затем происходит процесс обогащения. Процесс обогащения состоит в чем? Как мы знаем, деление урана происходит по изотопу 235, который делится тепловыми нейтронами. Чтобы увеличить вероятность того, что ваша реакция деления произойдет, вы обогащаете уран, до нужной кондиции. После обогащения этот продукт переходит на следующую стадию – реконверсия. То есть вы переводите газ обратно в порошок, чтобы сделать таблетки, – описал процесс эксперт Ерик Базарбаев.
На территории Казахстана добывают уран, делают урановые таблетки и реализуют фабрикацию топлива. Процессы конверсии и обогащения проходят за границей.
- Ввиду санкционных решений, если мы не сможем использовать наши ресурсы в России, но можем купить эти услуги на рынке. Их могут нам предоставить европейцы, американцы, а также Китай, – отметил он.
Не стоим на месте
Научный сотрудник Аскар Таир рассказал, что пока в Казахстане думают, строить или не строить АЭС, в мире уже начали изучать применение искусственного интеллекта в этой сфере.
- Атомная энергетика – одна из сфер, где очень много денег выделяется на исследования. Пока мы здесь дискутируем, строить - не строить, опасно - не опасно, США и другие развитые страны уже применяют искусственный интеллект. Представляете, на каком уровне развития они находятся, – спросил ученый у собравшихся.
Также болашаковцы не согласились с утверждением, что у нас будут проблемы с кадрами в атомной энергетике. Они напомнили, что в Казахстане есть вузы, где обучают специалистов-атомщиков, да и выпускники программы «Болашак» готовы помочь стране освоить новую отрасль.