Более 12 млн долларов отсудил Казахстан у турецкой компании

Айша Кутубаева

Казахстан отсудил 5,9 миллиарда тенге или 12,3 миллионов долларов у турецкой компании, которая не выполнила свои обязательства и не хотела возвращать аванс, выданный ей Комитетом автомобильных дорог Минтранса, передает Ulysmedia.kz.

Фото: СЦК

Деньги взяли и ничего не сделали

25 октября 2021 года Комитет автомобильных дорог министерства транспорта заключил контракт с "F&A Road Construction" на реконструкцию автодороги "Курты-Бурылбайтал". Казахстан перечислил аванс, чтобы турецкая компания привезла в страну технику и подготовила материалы. Однако турецкий подрядчик не приступил к работам, и в мае 2022 года контракт с ним расторгнули в одностороннем порядке. Правда, аванс получить мирным путем не смогли. 

Арбитражный суд

Минюст РК в апреле 2024 года вместе с юридической фирмой "White & Case LLP" подали заявление в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже. Цель – вернуть государственные деньги.

Мировое соглашение

После иска в суд, турецкая компания в июне 2024 года предложила заключить мировое соглашение. 28 августа комитет автомобильных дорог подписал соглашение об урегулировании. Так, подрядчик должен был вернуть авансовый платеж в размере 5,9 миллиарда тенге или 12,3 миллионов долларов до 26 сентября 2024 года, а также компенсировать юридические расходы министерства юстиции: 280 тысяч долларов за услуги и 85 тысяч долларов арбитражного взноса.

Еще три спора

В Минюсте отметили, что есть еще три аналогичных потенциальных спора, связанных с невыполнением обязательств и невозвратом авансовых платежей дорожными подрядчиками.

Трасса “Курты-Бурылбайтал”

В августе стало известно, что на трассе “Курты-Бурылбайтал” стоимостью почти 30 млрд выявили грубые нарушения.

В апреле 2024 года отмечалось, что на участке “Курты – Бурылбайтал” на реконструкцию и проектно-изыскательные работы коридора Центр-Юг закладывали 2,9 млрд тенге, новая цифра – 9,5 млрд тенге. Источник финансирования – внешние займы. Также выросла часть до 1,7 млрд тенге, которую хотят обеспечить с помощью софинансирования из республиканского бюджета.

Ранее сообщалось, что строительные работы на этом участке ведут Sinohydro Corporation Limited, СП TODINI & SMS и KLV InSaat AS. К слову, с последней договор подписали в конце 2022 года.  Открыть движение по одной полосе грозились к исходу 2023-го, а полностью завершить этот участок – в конце 2025 года.