После январских событий 2022 года условия содержания политзаключенных в Казахстане значительно ухудшились. Им запрещают получать газеты, ранее доставлявшиеся без препятствий, ограничивают возможность видеозвонков, изолируют от внешнего мира. Жалобы и обращения остаются без внимания. Единственным способом привлечь внимание остается голодовка. Об этом заявили правозащитники на пресс-конференции в Алматы на тему «Политзаключенные: голодовка как последняя мера против пыток и давления», сообщает Ulysmedia.kz.
Правозащитница Бахытжан Торегожина отметила, что нарушения в местах содержания активистов практически игнорируются компетентными органами.
– Пример Марата Жыланбаева, объявившего голодовку, очень показателен. Он находится в печально известной колонии №4 в Степногорске. По нашей информации, у него отобрали чайник, отключили розетку, которую он использовал для кипячения воды, а в камере ползают крысы. Все это подтвердил член общественной наблюдательной комиссии Олжас Сыздыков. Однако на следующий день прокуратура заявила, что эти факты не подтвердились. Это говорит о том, что прокуратура превратилась в формальную структуру, которая не восстанавливает права граждан, – рассказала Торегожина.
По ее словам, ситуация Айдара Мубаракова также вызывает серьезные опасения.
– Айдар – принципиальный человек, который боролся за демократию и права человека. Сейчас его, как и девятерых других, обвиняют в попытке государственного переворота накануне референдума по АЭС. Это явно сфабрикованное дело. В знак протеста Айдар объявил голодовку, требуя объективного рассмотрения дела. Однако его здоровье ухудшается, что может привести к трагическим последствиям. Я считаю, что ему необходимо изменить меру пресечения, – подчеркнула правозащитница.
Торегожина добавила, что после Январских событий условия для политзаключенных ухудшились.
– Мы ежедневно сталкиваемся с этой реальностью. Люди, находящиеся в полной зависимости от государства, вынуждены прибегать к голодовке, чтобы их услышали. Это трагично, – сказала она.
Адвокат Галым Нурпеисов рассказал о ситуации журналиста Думана Мухаммедкарима, который также объявил голодовку.
– Думана незаконно осудили, и теперь он требует, чтобы его перевели в колонию, как это предусмотрено законом. Однако вместо перевода его отправили в холодный карцер, где он был лишен теплой одежды. В знак протеста Думан порезал себе руки и живот, а также оставил надпись «Оян, Қазақ» кровью на стене, – рассказал адвокат.
По его словам, после того как инцидент получил огласку, сотрудники изолятора перевели Думана из карцера в камеру. Однако это лишь временное решение.
– Думана держат в четырех стенах, вероятно, из-за опасений, что в колонии он может стать центром влияния для других осужденных по политическим мотивам, – считает Нурпеисов.
Адвокат отметил, что Думан, находясь в СИЗО, стал авторитетной фигурой, помогая другим заключенным с юридическими вопросами и журналистскими текстами.
Сергей Измайлов, член организационного комитета незарегистрированной партии «Алга Казахстан», рассказал о ситуации с Маратом Жыланбаевым.
– С 13 ноября Марат держит голодовку в знак протеста против условий содержания. Ему запрещено общаться с близкими, получать письма и газеты, смотреть телевизор и слушать радио. Это психологическое давление, которое может довести человека до крайности, – отметил Измайлов.
Адвокат Жыланбаева Мейржан Доскараев добавил, что сотрудники колонии отключили Skype, через который Марат общался с семьей, и пытаются настроить других заключенных против него.
Бахытжан Торегожина подчеркнула, что до 2022 года политзаключенные получали газеты без препятствий. Однако после Январских событий их начали цензурировать, а затем полностью запретили.
Думан Мухаммедкарим и Марат Жыланбаев были приговорены к семи годам лишения свободы по обвинению в финансировании экстремизма и участии в деятельности запрещенной организации.
Напомним, 19 ноября активист Марат Жыланбаев начал новую голодовку.
5 декабря журналист Думан Мухаммедкарим протестовал в СИЗО.