Коллекторы под контролем: новые правила игры для должников в Казахстане

Марина Маратова

С 21 декабря должники банков смогут обратиться за помощью с банковскому омбудсмену, передает Ulysmedia.kz.

stock.adobe/АP

В Казахстане вступили в силу новые законодательные акты, направленные на защиту казахстанцев неспособных своевременно погасить банковские долги. В частности, меняются отношения между должниками и коллекторскими агентствами.

Ключевые изменения

  • Ограничение деятельности коллекторов: С 1 октября 2024 года коллекторские агентства обязаны искать компромиссные решения с должниками и предлагать им различные варианты урегулирования задолженности. С 1 мая 2026 года коллекторам будет запрещено начислять проценты на долг.
  • Роль банковского омбудсмена: С 21 декабря 2024 года банковский омбудсмен получит дополнительные полномочия по урегулированию споров между должниками и коллекторскими агентствами. Должник сможет обратиться к омбудсмену, если не сможет достичь соглашения с коллектором. Решение омбудсмена будет обязательным для коллекторского агентства.
  • Права должников: Должники получат больше возможностей для переговоров с коллекторами и смогут предлагать свои варианты погашения долга, например, рассрочку, отсрочку платежей или частичное списание долга.
  • Цель изменений: Новые правила направлены на снижение долговой нагрузки на граждан, предотвращение роста просроченной задолженности и обеспечение более справедливого взаимодействия между должниками и кредиторами.

Как работает новый механизм

  1. Обращение должника: Должник, получив уведомление от коллекторского агентства, может обратиться к агентсьву с предложением о реструктуризации долга.
  2. Ответ коллектора: Коллекторское агентство обязано рассмотреть предложение должника и дать мотивированный ответ.
  3. Обращение к омбудсману: Если стороны не достигли согласия, должник может обратиться к банковскому омбудсмену.
  4. Решение омбудсмана: Омбудсмен рассмотрит спор и вынесет решение, которое будет обязательным для коллекторского агентства.

Основные выгоды для должников

  • Больше возможностей для переговоров: Должники смогут активно участвовать в процессе урегулирования задолженности и предлагать свои варианты решения проблемы.
  • Защита от неправомерных действий коллекторов: Новые правила ограничат возможности коллекторов для применения незаконных методов взыскания долгов.
  • Независимый арбитр: Банковский омбудсмен станет независимым арбитром в спорах между должниками и коллекторами.